Конспект урока
«Проверка и анализ диктанта, выполненного учениками 5 класса»
Дидактическая цель. Активизировать
познавательную деятельность и методическое мышление студентов, коллективную и
индивидуальную деятельность студентов, направляя на повышение их
научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической
подготовки и профессионального мастерства.
Задачи урока:
1.
актуализировать знания студентов о
проведении и анализе контрольного диктанта в 5 классе;
2.
стимулировать активные поиски решения
теоретико-методической проблемы, заявленной в теме урока с учетом зоны
ближайшего развития и актуализации имеющихся знаний;
3.
создать условия для практической
деятельности студентов;
4.
обучающими возможностями урока
формировать навыки профессиональной деятельности и воспитывать личностные
качества будущего учителя.
Оснащение урока:
Книжная выставка, мультимедиа, диктанты учащихся 5 класса,
список класса на двух карточках пополам, карточки (чистые для вопроса
студентов), программы по русскому языку для общеобразовательной школы,
сообщения студентов, калькуляторы, лист «5», «4», «3», «2», маркер, листы с
перечислением типичных ошибок.
Содержание урока.
I. Оргмомент.
II. Объявление темы урока (слайд).
- Тема сегодняшнего
нашего занятия «Проверка и анализ диктанта, выполненного 5 класса». Вчера мы с
вами попробовали свои силы, и вы написали этот диктанта здесь. Результаты
взаимопроверки выявили следующие результаты: «5» -…; «4» - …; «3» - … (слайд).
III. Целеполагание.
- Какую цель вы перед
собой поставите, как студенты, накануне практики пробных уроков? (научиться
проверять диктанты, квалифицировать ошибки, учиться объективно выставлять
оценки)
IV. Вступительное слово учителя (лекция-сообщение).
- Поскольку, наша тема
носит сугубо практический характер, мы откроем ее лекцией-пресс-конференцией.
Вам предстоит проверить диктанты учеников 5 класса, какой бы вопрос вы хотели
задать мне перед практической работой? (Формулировка одного вопроса на чистых
карточках).
- Несколько девочек
получили дополнительные задания, опережающего характера. Они освежат в вашей
памяти и еще раз напомнят вам некоторые особенности методики проведения и
проверки диктанта. Таким образом, у нас сейчас лекция-консультация. А ваша
задача тезисно записать основные положения.
- Какую цель вы сейчас
перед собой ставите?
(Сообщения студентов – 3 человека (методика Литневской – с.
496-497 «Контрольный диктант и методика его проведения; «Оценка диктанта» - с.
497; «Классификация ошибок» - с. 498-499); слайды)
- Соотнесите план,
который у нас был, с тем, что вы уже записали. Поделитесь своими мыслями. (В
плане были еще нормы оценок, а мы о них еще не говорили).
- Где можно найти нормы
оценок? (В школьной программе по русскому языку).
- Обратимся к программе.
(С. 37).
- Законспектируйте нормы
оценок.
- Итак, в начале урока вы
мне задали вопросы. Давайте вернемся к ним еще раз (зачитываю вопросы с фамилиями
студентов). Попробуйте сами найти ответы на свои вопросы.
- Вот вы сами и ответили
на свои вопросы, которые у вас возникли.
V. Практическая работа.
- Приступим к
практической работе. (Разделить работы по две каждому, работа в подгруппах,
выставление оценок в карточки учеников 5 класса).
- Положения проверки
перед вами, в конце каждой работы сделайте надпись: проверила студентка Хохлакова О.. Вспомни, как обозначаются
орфографические и пунктуационные ошибки. В конце обязательно подсчитайте
количество ошибок.
- Заканчивается ли на
этом работа учителя? (Нет, нужен еще анализ работ).
- Проведем анализ наших
диктантов. (Слайд, коллективный анализ, запись в тетрадях).
- Сколько «5», «4», «3»,
«2»? (На листе маркером).
- Какое качество знаний у
нас получилось?
- Считаем успеваемость.
Какая успеваемость 5 класса по результатам диктанта?
- Мы с вами провели
количественные анализ. А теперь проведем качественный анализ. Перед вами листы
с типичными ошибками. Ваша задача подсчитать их, вписывая прямо в эти листы.
Также вы должны дописать те типичные ошибки, которые здесь не указаны.
Типичные ошибки:
Орфографические ошибки:
- безударная гласная в корне слова –
- правописание приставок –
- правописание падежных окончаний –
- непроверяемая гласная в корне слова –
Пунктуационные ошибки:
- запятая, при однородных членах предложения –
- запятая, в сложных предложениях –
- лишняя запятая –
- А теперь давайте
систематизируем по классу. (Я оформляю ошибки в свою карточку).
- С какой целью
проводится данный вид анализа? (Систематизировать ошибки, знать над чем дальше
работать, на что обратить внимание учителя).
VI. Итог урока.
- Чему вы сегодня
научились на уроке?
- Оценки получают 3
девочки с сообщениями, а остальным я поставлю на следующем уроки – я проверю
диктанты, и за объективность выставления оценок вы получите свою оценку.
V. Домашнее задание.
Составить план ликвидации пробелов (слайд). То
есть, что вы будете делать, как решать данную задачу. Ошибки остаются у вас.
Типичные ошибки:
Орфографические ошибки:
- безударная гласная в
корне слова –
- правописание приставок
–
- правописание падежных
окончаний –
- непроверяемая гласная в
корне слова –
Пунктуационные ошибки:
- запятая, при однородных
членах предложения –
- запятая, в сложных
предложениях –
- лишняя запятая –
Типичные ошибки:
Орфографические ошибки:
- безударная гласная в
корне слова –
- правописание приставок
–
- правописание падежных
окончаний –
- непроверяемая гласная в
корне слова –
Пунктуационные ошибки:
- запятая, при однородных
членах предложения –
- запятая, в сложных
предложениях –
- лишняя запятая –
|