Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Среда, 22.11.2017, 12:29


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Вводная информация к уроку Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вводная информация

к     открытому  уроку  в 1 группе 1 курса

по дисциплине « Русский язык и культура речи»

вид урока  урок развития речи

тип урока - обучающее изложение с элементом сочинения

Обоснование практической значимости данного урока    

            Приоритетным направлением "Стратегии модернизации образования” является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить студента решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. По поводу необходимости обучать студентов владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным».                                                                                                                                                                                                                                                      

         Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.              

         Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

 

        Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студента, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

  Представленный урок – это попытка продемонстрировать процесс формирования коммуникативной компетенции студентов-первокурсников.

Тема:  Изложение с элементом сочинения (на материале художественного произведения об учителе)

 Цель  урока:   Совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме и элементом комплексного анализа;  в условиях падения социального статуса учителя помочь понять студентам важную роль учителя в жизни общества. 

Задачи: 1) Создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений анализировать познавательные объекты: текст, предложение;  повторить через анализ готового текста следующие понятия: тип речи, теме, основная мысль, стиль текста, способы и средства связи  предложений в тексте;   формировать умение строить создавать текст заданного типа, стиля, на основе  наблюдения, личных впечатлений; учить редактировать написанное; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

2) Развивать у студентов  умения ставить цель и планировать свою деятельность; совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, навык оценки и самооценки; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

3)Содействовать воспитанию таких качеств личности, как собранность,    уважительное отношение к педагогам; любовь к родному языку ( посредством анализа образцовых текстов ) и к  выбранной профессии.

Принципы обучения:

Общедидактические:                                                                                                               1. Принцип преемственности и перспективности в обучении (опора на базовые речеведческие знания: тип, стиль, тема, основная мысль текста; умение анализировать через указанные понятия готовый текст).                                               2. Принцип индивидуального подхода в обучении (свободный выбор учителя для написания элемента сочинения )                                                                                        3. Принцип наглядности ( образцовый текст; обобщающие таблицы "Стили речи”, "Типы речи” - раздаточный материал на каждую парту; тесты, лингвистические словари)

 Общеметодические:                                                                                                         1. Нормативно-стилистический (выделение особенностей  художественного стиля).                                                                                                                              2. Принцип внутриуровневых (опора на базовые речеведческие понятия) и межуровневых (анализ языковых средств выразительности) связей.

Частнометодические:                                                                                                       1. Принцип развития чувства языка (редактирование текстов).                                     2. Принцип оценки выразительности речи (анализ средств создания образности в художественных описаниях).

 

   Методы объяснения:                                                                                                      1. Репродуктивная беседа.

 Методы формирования и контроля знаний:                                                                   1. Постановка вопросов: — фронтальный опрос (на этапе восприятия нового материала, во время подведения итогов урока). тестирование

Методы формирования умений                                                                                        1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.                                                         2. Редактирование.                                                                                                               3. Изложение с элементами сочинения.

Принципы обучения:

Общедидактические:                                                                                                               1. Принцип преемственности и перспективности в обучении (опора на базовые речеведческие знания: тип, стиль, тема, основная мысль текста; умение анализировать через указанные понятия готовый текст).                                               2. Принцип индивидуального подхода в обучении (свободный выбор учителя для написания элемента сочинения )                                                                                        3. Принцип наглядности ( образцовый текст; обобщающие таблицы "Стили речи”, "Типы речи” - раздаточный материал на каждую парту; тесты, лингвистические словари)

 Общеметодические:                                                                                                         1. Нормативно-стилистический (выделение особенностей  художественного стиля).                                                                                                                              2. Принцип внутриуровневых (опора на базовые речеведческие понятия) и межуровневых (анализ языковых средств выразительности) связей.

Частнометодические:                                                                                                       1. Принцип развития чувства языка (редактирование текстов).                                     2. Принцип оценки выразительности речи (анализ средств создания образности в художественных описаниях).

 

   Методы объяснения:                                                                                                      1. Репродуктивная беседа.

 Методы формирования и контроля знаний:                                                                   1. Постановка вопросов: — фронтальный опрос (на этапе восприятия нового материала, во время подведения итогов урока). тестирование

Методы формирования умений                                                                                        1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.                                                         2. Редактирование.                                                                                                               3. Изложение с элементами сочинения.

 

Психолого -педагогическая характеристика группы

    В группе 24 человека.

    Большинство студентов группы ответственно и серьезно относятся к освоению данного предмета. В основном группа работоспособная, студенты умеют концентрировать внимание, сосредоточиваться на задании.  Основная часть группы быстро включается в работу и  сохраняет, как правило, темп работы до конца урока.   В большинстве своем студенты коммуникабельные, раскованные в общении, эмоционально устойчивые.

       Студенты приучены работать коллективно, в микрогруппах и индивидуально. Способны к достаточно высокой степени самостоятельности в работе. Специальные умения и навыки (учебно- языковые, правописные, речевые) у большинства студентов сформированы на среднем  уровне, немало внимания на уроках уделяется также формированию общедидактических умений: умений и навыков логического мышления, (выделять главное, существенное в языковом материале, формулирование обобщающих выводов, сравнение изучаемых явлений в каких ­либо отношениях), умений и навыков самостоятельного пополнения знаний (умение пользоваться различными словарями, владение аппаратом книги), а также умения и навыки самоконтроля (предупреждение возможных несоответствий в содержании и языковом оформлении письменных работ, обнаружение ошибок и недочетов в устных и письменных рабата.

      В группе есть студенты с низким уровнем теоретической подготовки, невысокой степенью развития речи, которые не отличаются особой активностью на занятиях.

     Урок направлен  на  развитие  коммуникативных способностей студентов.

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017