Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 22.09.2017, 16:35


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Конспект урока Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Открытый урок

Тема:  Изложение с элементом сочинения (на материале художественного произведения об учителе)

 Цель  урока:   Подготовить студентов к написанию полного, подробного изложения с элементом сочинения  на материале художественного произведения;  в условиях падения социального статуса учителя помочь понять студентам важную роль учителя в жизни общества. 

Задачи: 1) Создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений анализировать познавательные объекты: текст, предложение;  повторить через анализ готового текста следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста, способы и средства связи  предложений в тексте;

     формировать умение создавать текст заданного типа, стиля, на основе  наблюдения, личных впечатлений;

     учить редактировать написанное;

2)Развивать у студентов  умения ставить цель и планировать свою деятельность;

совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, навык оценки и самооценки;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

3)Содействовать воспитанию таких качеств личности, как собранность,    уважительное отношение к педагогам; любовь к родному языку                       ( посредством анализа образцовых текстов ) и к  выбранной профессии.

Оборудование:   выставка книг, презентация, словари, тесты, анкеты, таблицы «Стили речи»,  « Типы речи», « Средства связи предложений в тексте»,  «Способы связи предложений в тексте»

 

 

 

 

Ход урока:

 

1.       Нестандартное начало урока ( звучит песня об учителе  в исполнении группы  студентов)

- Здравствуйте. Я рада вас приветствовать. Сегодня урок развития речи.  Мы будем писать изложение с элементом сочинения на материале художественного текста об учителе.

     2. Постановка темы и цели урока.

- Какую цель в связи с этим вы перед собой ставите?

 Каждый из вас должен  выступить в 2 ролях :роли адресата( понять текст: замысел, коммуникативное намерение автора, композиция, стиль ) и роли автора ( пересказать текст другому адресату, сохранив авторскую мысль, стиль, композиция …)

-У вас все получится.

-Как вы считаете, почему,  в связи с чем была выбрана такая тема изложения? Что предопределило  выбор темы  изложения?

В связи с празднованием Года Учителя объявлен конкурс на лучшую эмблему.  У нас на уроке представлена постановка  на ней, предлагаю рассматривать ее, как  своеобразную эмблему к уроку. Всмотритесь в нее и определите смысловую нагрузку каждого атрибута. (книги, глобус, звонок)

- Чем бы вы дополнили нашу композицию?

3.       Чтение стихотворения Р. Рождественского « Учитель».

-На мой взгляд, об учителе замечательные слова принадлежат Р. Рождественскому.

Вы знаете, мне по- прежнему верится,

Что, если останется жить земля,

Высшим достоинством человечества

Станут когда – нибудь учителя.

Не на словах, а по доброй традиции,

 Которая  завтрашней жизни под стать,

Учителем нужно будет родится

И только после этого -стать.

В нем будет мудрость талантливо дерзкая,

Он будет счастье нести на крыле.

 Учитель- профессия дальнего действия,

Самая  главная на Земле.

- Ваши мысли…

-Как вы понимаете последние строки стихотворения?

- Что значит «Учитель   - профессия дальнего действия?»

- Почему она « самая главная на земле»?(…)

 Верно.

 -Если б не было учителя,

 То и не было, наверное,

Не поэта, не мыслителя,

Не Шекспира не Коперника.

4.Работа над эпиграфом.

-В качестве эпиграфа я предлагаю вам  эти слова .   Приготовьтесь прочитайте их выразительно.

-Как вы считаете, какое настроение и чувство следует передать с помощью  голоса?

-Найдите наиболее подходящий тон и тембр чтения этого отрывка.

Хорошо к этим словам мы еще вернемся.

5.Проверка дифференцированного домашнего задания.

-В рамках подготовки к уроку каждый из вас получил задание по интересам.  Одним из них было подобрать высказывания об Учителе.

Поделитесь результатами своего поиска. ( 5-7 человек)

-Почему именно это высказывание вы выбрали?

6.Слово учителя.

    Целую плеяду замечательных педагогов взрастило наше отечество: В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский,  А.С. Макаренко.

На выставке представлены их бесценные труды:…

   А  на этой выставке нашли достойное место произведения художественной литературы. Они разные по объему, и по содержанию, но их объединяет одна черта. Какая?  

 Второй творческой группе было дано задание. Познакомиться, перечитать эти произведения. И ответить на вопрос, каким показан учитель во всех этих произведениях.

7.Выступления студентов (представление книг об учителе)

8.Чтение эссе на тему  « Мой учитель»

-Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет- это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей, которые дарят любовь, душевное тепло, учат  не бояться никаких невзгод, люди помнят всю жизнь с благодарностью.   А были ли в вашей жизни такие учителя?

-А встречался ли на вашем жизненном пути такой учитель? Ответ на этот вопрос искала третья творческая группа , и сейчас они поделятся своими мыслями.  Итак, эссе  на тему  « Мой учитель»

 Почему именно такое оформление имеет  ваша работа?

-Каковы бы не были учителя: строгие и требовательные, веселые и понимающие душу ребенка- они оставляют частичку себя в душах своих учеников.

 Слово учителя.

Именно такой учитель встретился на жизненном пути В.П. Астафьева, о нем он поведал в рассказе « Фотография, на которой меня нет» , Это произведение вошло в сборник « Последний поклон» ( демонстрация книги). На материале этого произведения мы будем сегодня работать.  Обратимся к тексту.

- Какую цель вы ставите перед собой? ( постичь замысел автора)

 Вы сейчас работаете в позиции адресата  (слушателя и чтица)

 

9. Первичное чтение текста учителем.

 

10. Работа по осмыслению текста.

 

- Какое впечатление произвел на вас текста?

-  Как бы вы озаглавили текст?

 -Изменилось ли ваше представление об учителе?

 - Как характеризует учителя случай со змеей?

 -Определите авторскую позицию.

 

11.Работа над содержанием и композицией текста.

- Теперь я вам предлагаю работу по исследованию текста. На партах у вас лежат карточки с заданиями.

 1  микрогруппа- вам необходимо определить стиль речи,  аргументировать свой выбор, опираясь на материалы таблицы .

2 микрогруппа, ваша задача определить тип речи и доказать свою  точку зрения.

 3  микрогруппа – вы понаблюдайте за способом связи предложений в тексте и приготовьтесь поделиться с нами результатами наблюдений.

4 – микрогруппа  ваша задача- назвать средства связи предложений в тексте, вам в помощь  таблица на парте. На работу отводится 1 минуты.

 

12. Языковая подготовка, составление рабочих материалов.

- По какому принципу отобраны слова.

 Кубань, Овсянка, Лысая гора, Евгений Николаевич, Евгения Николаевна.

 Какое пунктуационное правило мы должны вспомнить?

- Назовете орфограмму в словах: Присели, поглядеть,  кто-то, увидели, ничего, ключом,  расширились, отыскали, снова , погонится, обовьется, объяснили, раствориться, народа.

( Слайд)

 « П!»- а

 « П ?» - а.

 « П ,» - а

 А : « П.»

13. Тестовая работа.  Комплексный анализ текста.

Тестовая работа.  Комплексный анализ текста.

1  вариант

1. К  какому стилю речи относится данный текст?

а) научный

б) художественный

в) публицистический

г) разговорный

2.  К  какому типу речи относится текст?

а) описание

б) рассуждение с элементами описания

в) описание с  элементами рассуждения

г) повествование

д) повествование с элементами рассуждения.

3. Определите средство связи  предложение во втором абзаце?

а) лексический повтор

б) синонимы

в) личное местоимение

г) порядок слов

д) вводное слово

4.  Лексическое значение какого слова сформулировано ниже

«Стыдливо- робкий  в общении, в поведении, смущающийся»?

а) застенчивый

б) вежливый

в) добрый

г) благородный

5. В каком слове букв меньше, чем звуков?

а) людскую

б) змея

в) оборонять

г) учителя

6. Какой способ образования слова «подснежники»?

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно- суффиксальный

г) сложение

7. Какой частью речи является слово  « все » ( 2 абзац)?

а) наречие

б) союз

в) местоимение

г) предлог

8. Какая из характеристик предложения 1 является верной?

а) простое, неосложненное

б) сложносочиненное

в) сложноподчиненное

г) простое, осложненное однородными дополнениями.

 

 

Тестовая работа.  Комплексный анализ текста.

2  вариант

1.  К  какому типу речи относится текст?

а) описание

б) повествование с элементом  рассуждения

в) описание с  элементами рассуждения

г) рассуждение с элементами описания

д) повествование

2. К  какому стилю речи относится данный текст?

а) художественный

б) разговорный

в) публицистический

г) научный

3. Определите средство связи  предложение  в четвертом абзаце.

а) лексический повтор

б) синонимы

в) личное местоимение

г) порядок слов

д) вводные слова и предложения

4. Лексическое значение какого слова сформулировано ниже?

« Соблюдающий правила приличия, учтивый»

а) добрый

б) застенчивый

в) благородный

г) вежливый

5. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) людскую

б) змея

в) оборонять

г) раствориться

6. Каким способом образовано слово «слышал»?

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно- суффиксальный

г) сложение

7. Какой частью речи является слово  «разевая»  ( 2 абзац)

а) наречие

б) глагол

в) деепричастие

г) предлог

8. Какая из характеристик 1предложения  в 4 абзаце является верной?

а) простое, неосложненное

б) сложносочиненное

в) сложноподчиненное

г) простое, осложненное однородными сказуемыми.

 

 

 

1.К  какому стилю речи относится данный текст?

А) научный,

Б) художественный,

В) публицистический,

Г) разговорный.

2.  К  какому типу речи относится текст?

А) описание,

Б) рассуждение с элементами описания,

В) описание с  элементами рассуждения,

Г)повествование

Д) повествование с элементами рассуждения.

3. Определите средство связи  предложение во втором абзаце.

А)лексический повтор,

Б) синонимы,

В) личное местоимение,

Г) порядок слов,

Д) вводные слова и предложения.

4.  Лексическое значение какого слова сформулировано ниже

«Стыдливо- робкий  в общении, в поведении, смущающийся»?

А)застенчивый

Б)вежливый

В)добрый

Г)благородный

5. В каком слове букв меньше, чем звуков

А) людскую

Б) змея

В) оборонять

Г) учителя

6.Какой способ образования слова «подснежники»

А) приставочный,

Б) суффиксальный,

В) приставочно- суффиксальный,

Г) сложение

7.Какой частью речи является слово    « все» ( 2 абзац)

А) наречие

Б)союз

В) местоимение

Г) предлог.

8.Какая из характеристик предложения 1 является верной.

А) простое, неосложненное

Б) сложносочиненное,

В) сложноподчиненное,

Г) осложненное однородными дополнениями.

14. Взаимопроверка по ключу.

-Сейчас каждый из вас работает  в позиции учителя.

Какую цель вы ставите перед собой?

15. Составление плана.

А теперь еще раз обратитесь к тексту и  коллективно составьте план. Один на всю микрогруппу, приготовьтесь защитить его перед аудиторией. Работаем дружно и активно, на работу 1 минута.

16. Обсуждения плана.

Защита плана-  2 человека.

-Почему вы считаете свой план более удачным?..

17. Пересказ текста.

Какую цель вы перед собой ставите? ( Изложить авторский текст, соблюдая его стиль и не извращая основного содержания.)

-А что мы понимаем под содержанием?  ( Очень важно передать то впечатление, которое хотел создать автор, ведь кроме информации, автор  еще и воздействует на читателя.)

Вы работаете в позиции «пересказчика».

18. Повторное чтение текста (Сверить собственный текст с оригиналом.)

19. Изложение на черновиках.

Какова цель? (самостоятельно изложить содержание текса)

 Вы должны внести элемент сочинения, ответив на вопрос: « Какими чертами, по вашему мнению,  должен обладать учитель?»

20.Проверка содержания , редактирование.

-Какую цель вы ставите?

Вы работаете в позиции «редактора».

10. Орфографическая и  пунктуационная правка.

-Цель самостоятельная работа со словарями.

 Вы работаете в позиции «корректора»

 Теперь вы работаете в позиции корректора. ( проверяете орфографические и пунктуационные ошибки.

21.  Домашнее задание.  Переписывание начисто. ( Цель- из позиции «каллиграфа» самостоятельная работа по переписыванию.

 

 

22. Рефлексия.

1. Анкета                                            ___________________________

1.На уроке я работал


2.Своей работой на уроке я


3.Урок для меня показался


4.За урок я


5.Мое настроение


6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

 

Оцени свою  активность  и качество своей работы на уроке :

 

2.       Закончите предложение.

Сегодня на уроке

 Мне удалось…

Я задумался,…

Я испытал…

 Я рад…

 Я хочу сказать…

    А я хочу сказать  вас спасибо, за работу на уроке. Я рада, что  нам удалось сегодня  выйти  на обсуждения социально значимых вопросов,  сделать попытку создать собирательный образ идеального учителя, существование которого в реальной жизни практически невозможно, но к которому должен стремиться каждый, кто решился войти в эту нелегкую профессию.

23. Итог урока. Чтение стихотворения.

Учитель - не стареющее слово.

Свежо всегда и вечно будет ново.

Пока земля кружится во Вселенной,

Профессия учителя нет

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017