Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 22.09.2017, 16:29


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Пленарная часть конференции

Методы формирования лингвистической компетенции у школьников

Подготовила: Карпова Юлия,

студентка 3 курса 1группы

  (050301)

К самым простым методам формирования у школьников лингвистической компетенции можно причислить беседу, лекцию, чтение учебно-познавательных материалов и пересказ прочитанного, а также самостоятельный анализ текста.

Беседа широко применяется учителями на уроках русского языка, хорошо знакома и понятна ученикам. Она строится по принципу «вопрос — ответ», при этом используется диалогическая речь «К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки изучаемого лингвистического явления». Она может применяться и в средней, и в старшей школе, но наиболее эффективна в 5- 7-х классах. В тематической беседе участвуют не менее двух человек: один из участников — преподаватель, который обучает и контролирует усвоение знаний, а другой — ученик.

Если беседа посвящена вопросам истории лингвистики, то она может познакомить школьников с научными биографиями русистов, их трудами показать приоритет филолога в определенном научном разделе.

Лекция — еще один эффективный метод преподнесения знаний об истории лингвистической науки. Ее целесообразно проводить непродолжительное время, потому что «11 — 13-летние дети воспринимают материал, не отвлекаясь, в течение 4—5 мин, а 14—15-летние в течение 5—7 мин». В отличие от беседы, в которой преобладает диалогическая речь или полилог, в ходе лекции учитель произносит монолог. Школьники, слушая лекцию, попутно составляют краткий конспект выступления. «За сообщением следуют вопросы учителя, с помощью которых он выясняет, что запомнили и записали дети, как поняли изложенный материал». Эти вопросы позволяют выявить уровень овладения новыми знаниями.

Элементарными методами ознакомления с материалами о научном вкладе виднейших русистов являются чтение учебно-познавательных материалов и пересказ прочитанного, а также самостоятельный анализ текста. Чтение и пересказ предполагают восприятие написанного текста и его последующее воспроизведение. «Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения». Самостоятельный анализ школьниками текстов историко-лингвистического содержания основан на чтении первоисточников.

Перечисленные методы формирования лингвистической компетенции могут применяться отдельно или в совокупности.

Кроме того, школьная практика подтверждает правомерность использования беседы на дискуссионную тему и изложения с элементами дискуссионности для формирования лингвистической компетенции учащихся.

         Приведем пример.

         «Известно, что Е.Д.Поливанов знал лингвистически около 35 языков. Что по-вашему больше способствовало широким познаниям ученого в области языков:    талант     или    трудолюбие?»      Дискуссионное    обсуждение развивает у школьников коммуникативные    умения и навыки, формирует научный взгляд на язык, развивает способности к самосовершенствованию.

Если задания репродуктивного характера основаны на воспро­изведении уже готового материала, то дискуссия от них существенно отличается: при обсуждении спорных вопросов, требующих осмысления, школьники создают аргументативные тексты.

На процесс формирования лингвистической компетенции учащихся может повлиять и свободный диктант, если он в исходном тексте содержит информацию о языковедах, их научных взглядах, трудах и открытиях. Свободный диктант как переходная форма между обычным дословным диктантом и изложением синтезирует их элементы, помогает развитию написания.

Изложению как одному из самых эффективных методов повышения лингвистической компетенции школьников следует уделить особое внимание.

Для формирования лингвистической компетенции школьников правомерно использовать изложение с дополнительным творческим заданием, изложение с элементами сочинения. В этом случае три воспроизведении текста учащиеся дополняют его некоторыми подробностями, пишут продолжение или заключение, в котором высказывают оценочные суждения, вносят изменения в исходный текст, и это развивает самостоятельность школьников и углубляет творческое начало в работе над изложением.

По мнению М.А.Рыбниковой, изложение с дополнительным заданием является переходной формой работы от изложения к сочинению.

Наиболее эффективно для формирования лингвистической компетенции учащихся применять изложение в совокупности с другими методами: после ознакомительной беседы или лекции на этапе, предшествующем работе над сочинением, потому что «...изложение может быть ступенькой к сочинению, так как служит образцом для подражания».

Сочинения так же высокоэффективны для формирования лингвистической компетенции, как и творческие изложения. Традиционно сочинения считаются средством развития коммуникативно-речевых умений учащихся, а если темами творческих письменных работ будут вопросы истории науки о русском языке, то сочинения могут служить одновременно для формирования коммуникативной и лингвистической компетенции.

К традиционному сочинению близки этюд и очерк. «Этюд — сочинение небольшого объема, текст которого составит часть будущего целого. Малый объем этого вида творческой письменной работы позволяет рационально использовать время на уроке: «...экономное по времени сочинение может открывать и закрывать урок», на котором учитель имеет возможность получить «...материализованное впечатление, быстрый, оперативный отклик на что-то». Такие особенности сочинения-этюда, как малый объем, обилие познавательного материала, высокий уровень информативности и широкое содержание, позволяют сформулировать темы историко-лингвистического содержания, например «Круг научных интересов Л.В.Щербы», «Мое открытие ученого лингвиста Е.Д.Поливанова», «В чем заключается научный вклад С.И.Ожегова».

Очерк – другая разновидность сочинения. «Для школьного очерка <…> характерны документальная точность, публицистичность и использование средств художественной выразительности», а также достоверность фактов, событий, о которых идет речь, упоминаются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные места событий, реальная обстановка, указывается время действия.

Среди существующего видового многообразия очерков для формирования лингвистической компетенции школьников наиболее полезными будут портретный очерк, в котором «...описывается реально существующий человек, его дело, поступки, характер, духовный мир», и проблемный очерк, в котором рассматриваются социально значимые вопросы. «Главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к разным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды».

Письменной работе над сочинением предшествует чтение источников учебно-познавательной и научно-популярной информации, беседа или лекция, вводящие содержание, которое впоследствии будет осмыслено и отражено в творческой письменной работе.

Вывод. Таким образом, в школьной методике русского     языка   выявлен научно обоснованный целый спектр методов формирования лингвистической компетенции.

Категория: Пленарная часть конференции | Добавил: banderos (06.04.2012)
Просмотров: 785
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017