Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 19.04.2024, 12:44


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Здоровьесбережение

Психофизиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения

Еще несколько десятилетий назад использование ТСО (технических средств обучения) было мечтой каждого учителя. Школы гордились телеуроками, возможностью включить на уроке видеопроектор или магнитофон... А сегодня все активнее происходит включение в учебный процесс компьютерных технологий, и не только на уроках информатики. Издаются компьютерные учебники, от азбуки до физики, разрабатываются энциклопедии, иллюстративный и дополнительный материал, игры и т. п. Однако у нас в стране пока нет системы экспертизы всех этих учебных пособий, не разработаны и методики работы с компьютером на уроке. Фактически нет ответов и на следующие вопросы: в каком возрасте и как можно проводить компьютерные уроки, как включать урок в расписание, как наиболее эффективно организовать работу на таком уроке и т. д.

Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в учебном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (СанПиНы, ), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько эти программы, их содержание соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития учащихся разного возраста.

Работа за компьютером (даже в течение 10–15 минут) – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана не только с максимальной мобилизацией организма (памяти, внимания, мышления), но и со значительным напряжением механизмов, обеспечивающих произвольную организацию и регуляцию деятельности.

Работа за компьютером сопровождается и достаточно высоким эмоциональным напряжением. При этом чем интереснее, увлекательнее задание, тем выше может быть эмоциональная нагрузка. При работе за компьютером ребенок испытывает статическое напряжение мышц, обеспечивающих удержание относительно неподвижной позы, мышц руки, кисти, пальцев. Работа за компьютером – большая нагрузка для зрительного аппарата. Нагрузка на глаза вызвана не только тем, что экран компьютера (даже самого совершенного) незаметно пульсирует, объекты не неподвижны, а порой движутся в поле зрения с очень большой скоростью, но и тем, что в процессе работы необходим быстрый перевод взора с экрана на клавиатуру и обратно.

Специальные исследования доказали, что длительная работа за компьютером ведет к нарушению зрения. Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказывать скорость подачи стимулов на экране монитора.

Особое напряжение организма вызывает статическая поза при работе за компьютером, связанная с напряжением мышц плечевого пояса (шея, плечи, руки). В компьютерных классах (при работе компьютеров) повышаются температура воздуха, влажность, электромагнитное излучение.

В то же время работа за компьютером (если она правильно организована) имеет немало преимуществ: она интересна, увлекательна, развивает творческие способности, внимание, память, мышление.

Работа за компьютером предъявляет требования к развитию ряда познавательных функций. Это: сформированность механизмов организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;

развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;

развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);

развитие интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

У большинства школьников все эти функции к началу обучения в школе недостаточно сформированы, их развитие идет постепенно от 7 к 10 годам. Работа за компьютером для детей этого возраста – напряженный вид учебной деятельности, и именно поэтому так важна рациональная организация учебного процесса при использовании компьютера.

Организация деятельности включает ряд последовательно реализуемых компонентов:

-концентрацию внимания, восприятие инструкции (задания);

-планирование работы (выполнение работы в определенной последовательности);

-работу без отвлечения и переключений в течение определенного времени (во 2-м классе – до 10 мин., в 3–4-м – до 15 мин.);

-контроль действий по ходу выполнения работы, коррекцию работы;

-возможность принятия помощи;

-завершение и собственную оценку работы.

Для обеспечения эффективной организации внимания необходимо соблюдать следующие условия:

1. Включению в работу с компьютером должна предшествовать 1,5–2-минутная подготовительная работа, обеспечивающая подготовку к новому виду деятельности. Это могут быть подготовка рабочего места, приготовление необходимых материалов, расположение клавиатуры, коврика, мыши, принятие удобной позы, включение компьютера и необходимой программы для работы.

 2. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Нечеткость инструкции, непонятные слова, многоступенчатость действия создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Поэтому инструкция (любое задание) должна быть четко сформулирована. Сложное (многоступенчатое) задание должно быть разделено на этапы и определена последовательность выполнения этих этапов. Кроме этого, должны быть четкие критерии завершения работы.

 3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3–5 минут непрерывной работы в 1–2-м классах и 5–8 минут – в 3–4-м классах, на 15–20 минут в основной и до 30 минут в старшей школе. Мнение о том, что старшеклассники не устают при работе за компьютером, не соответствует данным специальных исследований. Доказано, что непрерывная работа за компьютером в течение 30 мин. является чрезмерно утомительной.

4. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиатурой, при письме элементов и букв иностранного языка и т. п). Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия.

5.  После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.

Возрастные особенности организации деятельности, и прежде всего внимания, обусловливают необходимость определенной последовательности обучения детей работе с компьютером в начальной школе, включающей несколько этапов:

1-общее знакомство с компьютером, его характеристиками;

2-технологию и безопасность работы;

3-технологию включения и выключения компьютера;

4-технологию работы с мышью;

5-технологию работы с клавиатурой;

6-технологию выполнения типовых заданий обязательного компонента ЭИ*;

7-технологию выполнения типовых заданий дополнительных компонентов ЭИ.

При организации работы с учащимися необходимо:

-четко формировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;

-выполнять каждое действие медленно;

-объединять действия в серию только после освоения каждого действия.

Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Рационально обустроить и оснастить рабочее место, удобно расположить клавиатуру, мышь, тетради, ручку или карандаш.

2. Уделить внимание качеству компьютерных программ: размерам, расположению и скорости подачи стимулов, фону (наиболее благоприятный – салатового цвета) и т. п.

 3. Создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для детей с ростом 115–130 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом выше 130 см – 60 и 36 см соответственно. Стул обязательно должен быть с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взгляда (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

 4. Следовать определенному режиму работы за компьютером.

Непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взгляда непосредственно на экране монитора, не должна превышать следующих параметров:

-для учащихся 1–4-х классов – 15 мин.;

-для учащихся 5–7-х классов – 20 мин.;

-для учащихся 8–9-х классов – 25 мин.;

-для учащихся 10–11-х классов: на первом часе учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.

 Оптимальное число занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня следующее:

-для учащихся 1–4-х классов – 1 урок;

-для учащихся 5–8-х классов – 2 урока;

-для учащихся 9–11-х классов – 3 урока.

При организации производственного обучения в старших классах продолжительность работы с компьютером не должна превышать 50% времени занятия.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и требований имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня работоспособности учащихся, их правильного физического развития, профилактики нарушений в состоянии здоровья, в том числе нарушений осанки и зрения.

 5. Темп работы ребенка за компьютером не должен быть быстрым, «навязанным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.

6.  Особое внимание следует обратить на детей с нарушением зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.

7.  Для леворуких детей необходимы специальная мышь, специальное освещение рабочего места.

 8. После каждого занятия рекомендуется выполнить 2–3 упражнения для снятия напряжения зрения и расслабления мышц туловища.

Упражнения для глаз мы порекомендуем вам на секциях.

                                                    Литература

1.     Безруких М.М., Фарбер Д.А., Мачинская Р.И.  Практика перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка (информ. материал для заседания Круглого стола) // Школьная библиотека – М.: Школьн. биб-ка, 2006.- №6, С. 10-23.

2.     Безруких М.М. Экзамен без стресса (психофизиологич. Аспект) // Ректор вуза. – М.: Просвещение, 2006.- №8.-С. 96-98.

3.     Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы. //Народное образование, 2006.-№7.- С. 110-115.

4.     Безруких М.М. Образование в целях  гармоничного развития учащихся./ [Безруких М.М.,Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Безобразова В.Н., ДОГАДКИНГА с.б., Кмить Г.В., Лапицкая Е.М., Макеева А.Г., Рублева Л.В.] //Вопросы современной педиатрии, 2006.- Том 5.- №5, приложение 1.С. 31-36.

5.     Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры  интеллекта у учащихся начальной

школы с разной успешностью обучения. // Физиология человека, 2006.- Том32.-№1.-С. 15-26.

6.     Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации  учебной деятельности детей разного возраста. // Народное образование, сдано в печать.

7.     Безруких М.М., Хрянин А.В., Зельдович Я.И. Особенности профиля латерализации моторных и сенсоррных функций у детей 6-7 и 9-10 лет.// Альманах Новые исследования., М.,2005., С.5-218. К.Д. Ушинский. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002. – Т. 1, 2.

Категория: Здоровьесбережение | Добавил: evgeniyaivlieva (16.03.2012)
Просмотров: 1691
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024