Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 29.03.2024, 19:01


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Здоровьесбережение

Психофизиологические особенности организации урока как основной формы учебного процесса

Урок — основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. Ш. Амонашвили говорил: «Уроки – основная часть партитуры школьного дня…..». Как определить утомляемость урока?  И можно ли построить урок так. чтобы он был менее утомительным?

Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному, а значит, понятия «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны.

Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием.

Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически и физиологически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того чтобы оценить утомительность урока, можно использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками Института гигиены детей и подростков МЭ СССР.

Каждый урок оценивался по следующим параметрам:

трудности (в зависимости от характера мыслительной деятельности);

насыщенности (по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

по характеристике эмоционального состояния учащихся (которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.), а также

по результатам подробного хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности.

Сопоставление всех этих данных выявило, что каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. По результатам этих исследований уроки чтения, русского языка, математики природоведения оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения (традиционно считается, что наиболее трудные уроки — русский язык и математика). Но именно на уроках природоведения детям давался большой объем новых знаний, требовались решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь природоведение - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. Затем по трудности следовали уроки математики, русского языка и чтения. По насыщенности учебными элементами (или видами учебной деятельности) первое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними — уроки математики, чтения, русского языка.

Результаты исследований свидетельствовали, что низкая характеристика одного показателя урока в основном компенсируется высокой характеристикой другого. Например, при высокой трудности уроков природоведения работоспособность поддерживается, по-видимому, наиболее высоким эмоциональным фоном. А анализ функционального состояния организма учащихся и их утомления показал, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а неким сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональностью. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей.

Все хорошо в меру, асилы и вожможности детского организма далеко не безграничны.

Учет физиологических закономерностей функционального состояния организма и работоспособности позваляет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность,т. Е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условия для нарушения здоровья детей.

                                                    Литература

1.     Безруких М.М., Фарбер Д.А., Мачинская Р.И.  Практика перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка (информ. материал для заседания Круглого стола) // Школьная библиотека – М.: Школьн. биб-ка, 2006.- №6, С. 10-23.

2.     Безруких М.М. Экзамен без стресса (психофизиологич. Аспект) // Ректор вуза. – М.: Просвещение, 2006.- №8.-С. 96-98.

3.     Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы. //Народное образование, 2006.-№7.- С. 110-115.

4.     Безруких М.М. Образование в целях  гармоничного развития учащихся./ [Безруких М.М.,Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Безобразова В.Н., ДОГАДКИНГА с.б., Кмить Г.В., Лапицкая Е.М., Макеева А.Г., Рублева Л.В.] //Вопросы современной педиатрии, 2006.- Том 5.- №5, приложение 1.С. 31-36.

5.     Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры  интеллекта у учащихся начальной

школы с разной успешностью обучения. // Физиология человека, 2006.- Том32.-№1.-С. 15-26.

6.     Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации  учебной деятельности детей разного возраста. // Народное образование, сдано в печать.

7.     Безруких М.М., Хрянин А.В., Зельдович Я.И. Особенности профиля латерализации моторных и сенсоррных функций у детей 6-7 и 9-10 лет.// Альманах Новые исследования., М.,2005., С.5-218. К.Д. Ушинский. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002. – Т. 1, 2.

Категория: Здоровьесбережение | Добавил: evgeniyaivlieva (16.03.2012)
Просмотров: 880
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024