Темы: «Методика орфографии», «Методика
пунктуации»
1.
Продолжите определение: Умение писать слова в соответствии с изученными в школе
орфографическими правилами, а также слова с непроверяемыми орфограммами,
усвоенные по определённому списку, называется…
а)
относительная орфографическая грамотность;
б)
абсолютная орфографическая грамотность.
2.
Соотнесите термин с его определением: 1) орфограмма, 2) условия выбора
орфограммы, 3)орфографическое правило:
а)
некоторые фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и
семантические особенности слов, в определённой совокупности определяющие выбор
правильного написания;
б) то
или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено
разными графическими знаками, но из которых только одно правильное;
в)
особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора правильного
написания.
3.
Работа по орфографии в школе опирается на общедидактические и специальные
методические принципы. Специальные методические принципы делятся на общие
(действуют при изучении всех видов орфограмм) и частные (действуют при изучении
отдельных разделов орфографии). Отметьте цифрой 1 – общие методические принципы
и цифрой 2 – частные методические принципы:
а)
принцип опоры на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики;
б)
принцип сопоставления звуков в слабой позиции со звуками в сильной позиции в
определённой морфеме;
в)
принцип сопоставления семантики и структуры слова;
г)
принцип опоры на опознавательные признаки орфограмм;
д)
принцип сопоставления звука и его фонетического окружения;
е)
принцип сопоставления собственного и нарицательного имени;
ж)
принцип сопоставления части речи и члена предложения;
з)
принцип наблюдения над слоговым составом слова.
4.
Укажите орфографические умения, которые формируются при изучении орфографии:
а)
находить орфограммы в словах;
б)
правильно писать буквы;
в)
писать слова с изученными видами орфограмм;
г)
ставить знаки препинания;
д)
обосновывать орфограмму;
е)
обосновывать пунктограмму;
ж)
находить и исправлять орфографические ошибки;
з)
находить и исправлять лексические ошибки.
5.
Орфографическое умение находить орфограммы в словах называют:
а)
орфографическая грамотность;
б)
орфографическая зоркость;
в)
орфографическая чуткость.
6. Продолжите
определение: Запись слов, словосочетаний, текста без пропусков букв называется…
а)
списывание,
б)
неосложнённое списывание;
в)
осложнённое списывание.
7.
Неосложнённое списывание развивает умения:
а)
находить орфограммы в словах;
б)
исправлять орфографические ошибки;
в)
определять условия выбора правильного написания;
г)
выделять значимые части слова.
8.
Обучению школьников применению орфографических правил в нестандартных ситуациях
служат:
а)
специальные орфографические упражнения;
б)
неспециальные орфографические упражнения.
9.
К специальным орфографическим упражнениям относятся:
а)
диктант;
б)
творческий диктант;
в)
списывание;
г)
свободный диктант;
д)
изложение.
10.
Послоговое проговаривание слова, многократная запись слова, подбор однокоренных
слов, этимологический анализ слова используются для обучения школьников умению:
а)
писать слова с непроверяемыми орфограммами;
б)
писать слова с проверяемыми орфограммами.
11.
Среди целей работы по пунктуации в школе выделяют познавательные и практические.
Отметьте цифрой 1 – познавательные цели, а цифрой 2 – практические:
а)
раскрыть назначение пунктуации в школе;
б)
развить у учащихся пунктуационную зоркость;
в)
познакомить с основной единицей пунктуации;
г)
научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными
пунктуационными правилами;
д)
развить умение обосновывать выбор знаков препинания;
е)
ознакомить с функциями знаков препинания, условиями их расстановки и
опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения знаками
препинания;
ж)
научить выразительному чтению текста с учётом использования в нём знаков
препинания;
з)
научить находить и исправлять пунктуационные ошибки;
и)
познакомить с пунктуационными правилами, включёнными в программу.
12.
Укажите конечную цель обучения пунктуации в школе:
а)
сформировать у учащихся пунктуационную грамотность;
б)
сформировать у учащихся относительную пунктуационную грамотность;
в)
сформировать у учащихся абсолютную пунктуационную грамотность.
13.
Под пунктуационной грамотностью понимается:
а)
умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложения
и текста на смысловые отрезки и умение читающего адекватно установке пишущего
понимать написанное;
б)
умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложения
и текста на смысловые отрезки;
в)
умение читающего адекватно с установкой пишущего понимать членение предложения
и текста на смысловые отрезки с помощью знаков препинания.
14.
Укажите собственно методические принципы изучения пунктуации:
а)
смысловой;
б)
семантический;
в)
структурный;
г)
схематический;
д)
интонационный;
е)
системный.
15.
Умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения
знаками препинания, а также умение предвидеть те или иные смысловые отрезки,
необходимые для выражения определённого дополнительного значения, называются:
а)
пунктуационная грамотность;
б)
пунктуационная чуткость;
в)
пунктуационная зоркость.
16.
Укажите основную единицу пунктуации:
а)
знак препинания;
б)
пунктуационно-смысловой отрезок.
17.
Прочитайте и проанализируйте правило: Если в сложносочинённом предложении с
одиночным соединительным союзом имеется общий второстепенный член, одновременно
относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится.
Одной
чертой подчеркнуты…
а)
пунктуационная норма;
б)
условия действия пунктуационной нормы.
18.
Вам нужно дать упражнение на осложнённое списывание. Укажите формулировку,
которой вы отдадите предпочтение:
а)
спишите текст и расставьте знаки препинания;
б)
спишите текст, расставляя знаки препинания;
в)
прочитайте предложения, затем спишите их, расставляя знаки препинания.
19.
Определите цифрами последовательность пунктуационного разбора, начинающегося со
знака препинания:
а)
читается пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (-ами) препинания;
б)
называется (-ются) знак (-и) препинания и определяется его (их) функция;
в)
обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания;
г)
указывается, двойной знак препинания или одинарный.
20.
Согласны ли вы с утверждением, что пунктуация в школе изучается
рассредоточенно, параллельно с изучением синтаксиса?
а)
Да;
б)
нет
КЛЮЧИ:
1
– а; 2 – 1 б, 2 а, 3 в; 3 – 1 – а, г; 2 – б; в, д, е, ж, з; 4 – а, в, д, ж; 5 –
б; 6 – б; 7 – а, в; 8 – б; 9 – а, в; 10 – а; 11 – 1 – а, в, е, и, 2 – б, г, д,
ж, з; 12 – б; 13 – а; 14 – а, в, д; 15 – в; 16 – б; 17 – б; 18 – в; 19 –1 б, 2 г, 3 а, 4 в; 20 – а.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
В процессе составления тестов была использована следующая литература: Абакумов
С. И. Методика пунктуации. М., 1954; Баранов М. Т. Методика пунктуации //
Методика преподавания русского языка. Под редакцией проф. М. Т. Баранова. М.,
1990. С. 187 – 227; Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М.,
1990; Блинов Г. И. Тексты и задания по пунктуации. М., 1982; Григорян Л. Т.
Обучение пунктуации в средней школе. М., 1982; Купалова А. Ю. Изучение
синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа, 2002; Литневская Е. И., Багрянцева
В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М., 2006;
Ломизов А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1975; Ломизов А. Ф.
Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1986; Львов М. Р.
Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов. М., 1988; Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в
средней школе. М., 1982; Текучёв А. В. Методика пунктуации // Текучёв А. В.
Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 287 – 296; Титов В. А.
Методика преподавания русского языка: Конспекты лекций. М., 2005; Обухова Л. Н.
Тексты для решения пунктуационных задач // Русский язык в школе, 2002. № 1. С.
28; Климкина Ю. Е. Работа с пословицами при изучении орфографии и пунктуации //
Русский язык в школе и вузе, 2002. № 2; Купалова А. Ю. Реализация
деятельностного подхода к изучению пунктуации // Русский язык в школе, 1999. №
5; Дзякови Е. В. О выразительных средствах пунктуации // Русский язык в школе,
1999. № 5.
|