Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 26.04.2024, 15:55


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Здоровьесбережение

Здоровьесбережение современной школы в целевых ФГОС второго поколения

   Забота о здоровье подрастающего поколения  и воспитание у молодежи здорового образа жизни в государственных документах (Национальной доктрине  образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования) рассматривается как первоочередная задача воспитания.  Поэтому с самого раннего детства ребенка необходимо приучать к здоровому образу жизни.  

В формировании здоровья населения  важное место принадлежит поведенческим факторам:

-режиму труда и отдыха,

- взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а так же

-условиям жизни и

-образу жизни.

Следовательно, в проблеме здоровья необходимо, прежде всего, выделять социальные и личностные посылки, от которых непосредственно зависит формирование образа жизни человека, и лишь в последнюю очередь, медицинские посылки. По оценкам специалистов, состояние здоровья населения зависит на

-20 – 25% от состояния окружающей среды, на

-20% от генетических факторов, на

-50 – 55% от образа жизни и только на

-10% от служб  здравоохранения.

Несомненно, что эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов.

Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют  проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

-стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников,

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса,

-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

 -провалы в существующей системе  физического воспитания,

-интенсификация учебного процесса,

-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья,

-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля,

-отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.                                                               

С  целью укрепления здоровья ребенка в процессе его обучения в последнее время в начальной школе активно внедряются здоровьесберегающие технологии.          Мы будем основываться на определении педагогической технологии Питюкова В.Ю., так как оно наиболее полно отражает описание педагогического процесса. Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Т.Э. Гребнева выделяет следующие типы педагогических технологий в области сохранения и укрепления здоровья:                                                         

1.Здоровьесберегающие  - создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса ( с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей  и гигиенических требований) , соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.    

2.Оздоровительные – технологии , направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала(ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, музыкотерапия.                               3.Техногии обучения здоровью – гигиеническое обучение(правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам(управление эмоциями, разрешение конфликта и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание: Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

4.Воспитание культуры здоровья – воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности  за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.

    Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.            

    Образовательные начальные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставить учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья, внедряя здоровьесберегающие технологии. Например:       

1.Оптимизация учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников.                  

2.Снижение негативных факторов интенсивной учебной нагрузки за счет оптимизации учебного процесса                                           

3.Методическая поддержка здоровьесберегающей деятельности.     

4.Мониторинг здоровья и развития школьников.                                                   Можно с убежденностью сделать вывод, что эффективность формирования здорового образа жизни напрямую должна быть связанна с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью. 

      К числу здоровьесберегающих технологий можно отнести технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, которая была разработана В.В.Фирсовым.                                                       

«Технология раскрепощенного развития детей» разработанная физиологом В.И.Базарным широко пропогандируется в нашем колледжею, а мы, студенты, несем эти знания в школы.. Автор считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое.                Технология психического сопровождения учебной группы разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В ее основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно – воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.                    

    Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.                

   Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии в современной начальной школе должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Категория: Здоровьесбережение | Добавил: evgeniyaivlieva (16.03.2012)
Просмотров: 5206 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024