Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Пятница, 29.03.2024, 04:56


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Здоровьесбережение

Общие принципы эффективной организации учебного процесса

Общие принципы эффективной организации учебного процесса.

 Физиологическая цена учебных нагрузок

                                                                           

                                                                                        

  Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6–17 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5–6 часов (в начальной школе), 6–8 (в основной) и 6–9 (в старшей), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяется тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Организация учебного процесса определяет и время, которое необходимо для приготовления каждого задания по каждому предмету, и распределение домашних заданий по дням недели, по четвертям, и успешность обучения каждого ребенка и всех детей в классе.

Проблемы эффективной организации учебного процесса возникли, как только появилась государственная (а значит, по многим параметрам стандартизованная) система обучения и классно-урочная система работы. При такой системе работы сложно учесть индивидуальные особенности ребенка. Хотя дети даже одного возраста имеют разные возможности концентрации внимания, восприятия информации, памяти, мышления и т.п. Необходимо было определить какие-то общие (приемлемые для большинства) условия обучения.

Cегодня многие российские школьники согласятся с оценкой «школьного состояния души», которую дал почти полтора века назад Л.Н. Толстой: «Все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания». Очень интересно, что, анализируя ощущение Л.Н. Толстого в аудитории будущих педагогов и психологов и обсуждая, чем могло быть вызвано такое отношение к школе, мы получили следующие ответы: с неумением педагогов общаться с учащимися (72%), с незнанием психологии детей (67%), с высокими требованиями (36%), большим объемом знаний (29%). Как видим, на первое место по значимости причин, вызывающих «страх, напряжение памяти и внимания», будущие педагоги и психологи поставили тактику общения педагога и учащихся, и никто при этом не выделил как значимую причину организацию учебного процесса. Безусловно, тактика общения учителя с учеником имеет очень большое значение, но на занятиях самого отзывчивого, справедливого, знающего и любимого педагога на седьмом уроке физики у учеников возникает не просто напряжение, а перенапряжение. И чем больше ребенок старается, не желая огорчать любимого учителя, тем сильнее может быть именно то «состояние страха, напряжения памяти и внимания», о котором писал Л.Н. Толстой.

Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это заблуждение. Дети могут не осознавать утомление, оно маскируется положительными эмоциями – интересом, удовольствием, удовлетворением, но утомление коварно, оно постепенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Почему он происходит? На наш взгляд, основная причина – недостаточное знание возможностей ребенка, его особенностей, неумение прогнозировать влияние на ребенка различных требований и условий обучения. Но это не столько вина педагога, сколько его беда. Просто знание ребенка еще не стало основой педагогики.

Для того чтобы рассматривать принципы и условия эффективной организации учебного процесса, необходимо определить, что мы под этим понимаем. Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех основных принципов:

-рациональная организации учебных занятий;

- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

-адекватность требований школы психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Какие же показатели могут служить характеристиками того, что учебный процесс эффективно организован? Есть ли показатели психологической и физиологической цены учебной нагрузки, доступные для анализа педагогу, завучу, руководителю учебного заведения? Такие показатели есть, разумеется. Но не все они могут использоваться практическими работниками школ, часть из них чисто исследовательские, ими пользуются специалисты, когда оценивают новое в организации учебного процесса, новые методики и технологии обучения, новые учебники, новые программы и т.п. Но есть достаточно простые и информативные показатели, которые можно применить в любой школе, больше того, к этой работе можно привлечь и учеников, и родителей.

Среди относительно простых и доступных показателей могут быть выделены следующие:

1. Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, как распределяется нагрузка по дням недели, по четвертям, учитываются ли изменения функционального состояния учащихся в течение учебной недели и года.

2. Общая внешкольная учебная нагрузка (домашние задания, включающие не только время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой литературы). Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса. Можно понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется эта нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года.

3.  Анализ общего режима дня и внеучебных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия, занятия по интересам, время на отдых, полноценный сон и т.п.

4.  Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям) позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок.

5. Анализ субъективной оценки настроения, позволяющий понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий и в течение дня.

 6. Анализ работоспособности дает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок.

Первые четыре показателя можно использовать при массовом мониторинге, анализ работоспособности – при решении более узких задач.  ( Об этом мы поговорим на секции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Литература

1.     Безруких М.М., Фарбер Д.А., Мачинская Р.И.  Практика перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка (информ. материал для заседания Круглого стола) // Школьная библиотека – М.: Школьн. биб-ка, 2006.- №6, С. 10-23.

2.     Безруких М.М. Экзамен без стресса (психофизиологич. Аспект) // Ректор вуза. – М.: Просвещение, 2006.- №8.-С. 96-98.

3.     Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы. //Народное образование, 2006.-№7.- С. 110-115.

4.     Безруких М.М. Образование в целях  гармоничного развития учащихся./ [Безруких М.М.,Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Безобразова В.Н., ДОГАДКИНГА с.б., Кмить Г.В., Лапицкая Е.М., Макеева А.Г., Рублева Л.В.] //Вопросы современной педиатрии, 2006.- Том 5.- №5, приложение 1.С. 31-36.

5.     Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры  интеллекта у учащихся начальной

школы с разной успешностью обучения. // Физиология человека, 2006.- Том32.-№1.-С. 15-26.

6.     Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации  учебной деятельности детей разного возраста. // Народное образование, сдано в печать.

7.     Безруких М.М., Хрянин А.В., Зельдович Я.И. Особенности профиля латерализации моторных и сенсоррных функций у детей 6-7 и 9-10 лет.// Альманах Новые исследования., М.,2005., С.5-218. К.Д. Ушинский. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002. – Т. 1, 2.

Категория: Здоровьесбережение | Добавил: evgeniyaivlieva (16.03.2012)
Просмотров: 2420
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024