СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Ивлиева Евгения
Александровна
( ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Бугуруслана»)
Неумолимо движется время. Наступил
21 век. К сожалению, настоящее время свидетельствует не о благополучии
общества, а чаще о его пороках.
Культурно- историческому наследию страны нанесен колоссальный урон.
В мире происходят очень сложные и
неоднозначные
процессы, затрагивающие самые сущностные сферы нашего бытия - экономику,
политику, культуру, образование и в первую очередь - вопросы формирования мировоззренческих,
жизненных установок у молодежи, и мы, педагоги,
обязаны, хотим мы того или не хотим, ответить на вопросы, которые задает
нам время. Ведь речь идет о будущем нашего Отечества.
Сегодня народ
России переживает тяжелый духовно-нравственный кризис, который отрицательно
сказывается на развитии образования, в частности общеобразовательной школы.
Общество и школа неотделимы одно от другого, поэтому можно сказать, что
общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно намерено
жить.
Нынешнее
школьное образование, через которое проходит каждый человек, есть образование
информационное, которое известно под названием «схоластика», ибо в системе
светского образования отсутствуют такие мировоззренческие понятия, как вера в
Бога, воля, христианское благочестие, святость, душа, грех, пристрастие,
бессмертие, патриотизм, целомудрие, милосердие, совесть как духовность
человека.
Ситуация,
которая сложилась сегодня в отечественном образовании, признается
общественностью критической, так как материализм на протяжении минувшего века,
являясь господствующим учением, исказил все сферы жизни российского общества.
Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия нелегким бременем легли
на неокрепшие детские души.
Социальная напряженность в обществе очень высока,
самосознание его расколото и тяжело
больно, души расслаблены и в то же время ожесточены. Средства массовой информации
вместо духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи ведут
пропаганду насилия, жестокости, сексуальной распущенности, цинизма и стяжательства,
являясь средствами растления детей, подростков, разрушают традиционные
культурно-нравственные ценности общества.
Сильную
тревогу ученых, педагогов, родителей вызывает нравственное состояние подрастающего
поколения. Распространенность нервно-психических заболеваний среди детей и
подростков достигла небывалого уровня. Особенностью детских неврозов являются
поведенческие нарушения: некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в
школе, начинают курить, пробуют
алкоголь. За последнее
десятилетие показатели
наркозависимости среди молодежи, по мнению врачей, возросли в 10 раз. В плену у
наркомании находится примерно 2% населения России, причем более полумиллиона -
дети и подростки. Проблема наркозависимости имеет и телесные, и душевные, и
духовные корни, причем духовная сторона является главной и решающей.
Сегодня в России
возрождается духовность в сфере образования и воспитания подрастающего
поколения, так как над нашим образованием
и обществом нависла реальная угроза деградации, поэтому есть необходимость
обратиться к наследию основоположника русской народной школы К. Д. Ушинскому.
К. Д. Ушинский как теоретик и
педагог, создал теорию Русского образования, обогатил педагогику как науку, а
как педагог-практик создал уникальные учебники и разнообразные типы учебных
заведений, сам много практиковал как учитель и преподаватель. В середине ХVIII века он сформулировал на уровне
идеологии и создал на уровне практики основы национальной системы образования.
Он оставил нам настоящее, щедрое наследство, но не всем известно, какую
огромную роль в его педагогическом учении играла православная вера.
«Педагогическая антропология» Ушинского - едва ли не самое выдающееся творение
XIX века в педагогике. Именно Ушинский разработал систему взглядов на
подготовку народного учителя. Ему Россия обязана и созданием отечественной
педагогики. Педагогика Ушинского стала продолжением развития европейской
научной педагогики ХVII-ХVIII веков, педагогики, cтроящейся на антропологическом
принципе.
К.Д. Ушинский до сих пор остается
единственным теоретиком в педагогике, кто разработал плодотворное учение на
основе принципа народности, проанализировав историю и современное состояние
мирового и российского образования, обосновав принципы и содержание нового
воспитателя.
В основе модели образования К. Д.
Ушинского находится триада: народность, православие, наука. К. Д. Ушинский выдвинул целый ряд педагогических
требований к религиозному воспитанию, которые и сегодня остаются верными: совместное участие учителя
и священника в религиозном воспитании, соответствие религиозного воспитания
возрасту ребенка, разумная включенность религиозного содержания в другие
школьные предметы и т. д.
Самая главная идея Ушинского -
построение образования и воспитания всех сословий русского общества на основе
народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный потенциал
религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической, педагогической
культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно
было составить фундамент воспитания всего подрастающего поколения от
крестьянского сына в самой глухой деревушке до наследника престола; воспитания,
призванного связать воедино весь русский народ.
Образование - есть историко-культурный
феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал каждого человека
и конкретного народа. Человек образовывается в соответствии с духовными
историко-культурными традициями данного народа, его идеалами и нравственными
ценностями. Духовность же есть понятие исключительно теологическое и
характеризует религиозное состояние разума, души, сердца человека, его
отношение к Богу и к людям.
«Ныне
педагогика осуществляет себя в ситуации углубляющегося глобального системного
кризиса - это загрязнение среды, кризис болезней, преступности, наркомании,
корнем которого является кризис духовно-нравственных начал.
В нашей
стране этот кризис усугублен отказом от аксиом бытия - распадом высших
мотиваций жизни. Но, как известно, кризис государства начинается с кризиса
семьи и личности, с развала смысла жизни, пробуждающего духовную энергию и
мужество, ставящего моральные границы, через которые не может переступить
человек, не уничтожив себя как существо совестливое, духовно-нравственное.
Потеря главного смысла жизни, отличающего человека от животного, есть потеря,
равнозначная его духовно-нравственной деградации, одна делает человека открытым
для принятия много видного современного зла - вплоть до соблазна тотальной
продажности, измены своему будущему, детям, семье». - В. В. Медушевский,
профессор Московской консерватории.
Понятие «школа» является производным от слова
«скалa» - (с французского - «эскалье» - лестница). Это понятие имеет
религиозно-духовное значение. Оно предполагает процесс нравственного
совершенствования, восхождения по духовной лестнице, преображение внутреннее и
внешнее, просвещение света истины человеческого разума, души и сердца на
протяжении всей жизни человека.
Настоящее время – это эпоха крайних
противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло
поистине фантастических успехов, с другой- успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня- это разложение
душевно- духовных свойств самого человека: его отношение к труду, его мышления,
веры и совести.
Сегодня материальное благополучие объявляется главной целью человеческого
бытия, поскольку большинство людей считает, что надо жить просто ради самого
процесса земной жизни, не заботясь о ее возвышенном духовном смысле. Но
отсутствие ясного осмысления своей жизни всегда создавало в душе человека
ничем не заполняемую пустоту, тоскливое восприятие этой жизни как
бессмысленной. Русский педагог К. Д. Ушинский, основавший свою педагогическую
отечественную систему на основах православной веры, высказал однажды глубокую
мысль: «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понимания смысла
жизни - и это будет несчастный человек». Евгений Онегин, пушкинский герой, открыл
нам в литературе понятие «лишний человек», которое отразило внутреннее ощущение
человеком своей непричастности к этой жизни, ибо он не понимает ее целей и
смысла.
Проблема поиска смысла жизни сегодня стала
особенно острой, самой злободневной проблемой современного общества. Ведь те
истины, которые прежде казались незыблемыми, ныне справедливо отвергаются как
фальшивые, а другие, на которые человек может опереться, еще не обретены вновь. Сегодня перед современным человеком
снова возникают вечные вопросы о смысле человеческой жизни, но получить ответ
на этот вопрос есть труд тяжкий и подчас мучительный, ибо подводит к пониманию
того, что образ жизни современного общества мало совпадает с подлинным ее
смыслом.
Проблема смысла жизни, земного
бытия человека есть проблема исключительно религиозная, и решение ее может быть
найдено лишь на высшем духовном уровне. Всякий человек, имеющий атеистическое
самосознание, но мужественно взглянувший действительности в лицо и отважившийся
довести свои убеждения до логического исхода, не может не прийти к трагическому выводу, что жизнь его
бессмысленна.
Ярко и
образно выразил эту мысль А. П. Чехов: «Кто искренне думает, что высшие и
отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове ... , тому остается
кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол
cундyкa». Коренная же причина такой ситуации все та же - отсутствие понимания
высшей цели человеческой жизни, одухотворяющей человеческую деятельность. Цель
может быть лишь у создания, одухотворенного неким Высшим Началом, осмысленного
Высшим Разумом, Который есть «путь, истина, и жизнь» А что есть это Начало,
этот Разум - проблема нашей веры. И только Православие дает ответ на
поставленный вопрос, и православные люди признают для себя такой ответ единственно
истинным.
Сокровища
Православия - неотъемлемое достояние русской культуры. Проблемы образования
теснейшим образом связаны с проблемами культуры и истории народа. Порожденная
человеческим творчеством культура оказывает самое прямое и непосредственное
влияние на жизнь человека, на все виды его деятельности. Латинское слово «культура»
означает обработку земли, растений, возделывание почвы. Поэтому не случайно
юную душу сравнивают с растением. Ведь если не ухаживать за растением, не
воспитывать самосознание ребенка, его волю, разум, совесть, сердце - что, по
мнению святых отцов, есть духовность человека, оно зарастет сорняками, грехами
лжи, лени, распущенности и может погибнуть.
Именно
культура общества и каждого человека есть совокупность норм труда и быта, права
и морали, обычаев и традиций, обрядов и правил поведения. А нормы отличаются тем, что их выполнение, с
точки зрения общества, обязательно.
Усваивая
культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для активной творческой
деятельности, так как именно культуре присуща функция познания и преобразования
мира. Получая умственные знания, духовно-нравственные навыки, развиваясь
интеллектуально и эстетически, человек вносит прекрасное в жизнь и
совершенствует себя самого.
Изначально Русское государство развивалось
в лоне православной веры. История России - это прежде всего история Святой
Руси, ибо судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда
зависела от духовного состояния своего народа, его святых, подвижников благочестия.
Православие с самодержавием и народностью длительное время официально
включалось в систему ценностей русской культуры, являлось духовной основой
русской нации, гарантией политической силы и величия Святой Руси.
Ф. М.
Достоевский выражением «красотою мир спасется» говорил о внутренней, сердечной
красоте человека, подразумевая православную идею спасения мира через восстановление
в человеке образа Божия, согласно Священному Писанию. Христианское
миропонимание определило основной пафос творчества
Ф. М.
Достоевского и его конечную цель - создание художественно-эстетического и
нравственного идеала Красоты. Нравственный идеал Красоты у Достоевского неразрывно
связан с Божественным образом Иисуса Христа: «Нравственный образец и идеал есть
у меня, дан ХРИСТОС», - говорил он.( «Записная книжка», 1880-1881 гг.)
Следовательно, образование и приобретаемые
учащимися знания и умения принесут
большую или меньшую пользу, в зависимости
от того, какую нравственность они усвоят. Перед нашим отечественным образованием
стоят сложные, но разрешимые задачи: сохранить чистоту душ и сердец детей и молодежи. Только образованию ума и
развитию памяти должно предшествовать воспитание сердца, совести, воли, так как
наполнение ума знаниями без должного нравственного развития личности, как это
наблюдается в современной общеобразовательной школе, ведет к порче нравов всего
народа, к его духовной и физической гибели.
Педагогика есть совместный путь педагога и
ученика к духовно- нравственному совершенствованию, это наука, изучающая объективные законы душевно- духовного
развития человека.
Поэтому
задача современного образования- это
забота о том, чтобы наши дети были
богаты прежде всего благочестием, целомудрием, чувством ответственности, долга,
патриотизма.
Понятие «образование» указывает уже на то, что
человек по своей природе является, прежде всего, личностью, духовно и
нравственно изменяемой, и потому, в отличие от прочих живых существ, может
приобрести различный образ: и человека, и зверя. Образование говорит о создании
образа, об определенной упорядоченности, организованности того, что прежде не
имело надлежащей формы, было без-образным,
«заготовкой».
Данная идея является основной в
осмыслении образования на всех его направлениях и уровнях.
Потому созидание образа, предполагающее,
прежде всего, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень,
делающий ее полноценным членом человеческого
общества, - первая и основная задача образования. И лишь второй является
приобретение человеком знаний и навыков, необходимых для его личной и
общественной жизни. Ибо знания получают свою реальную оценку и смысл лишь в контексте
созидаемого образа.
Однако обе эти задачи могут быть разрешены
только при условии понимания человеком смысла и конечной - высшей – цели своей жизни, поскольку это дает возможность сознательного, в отличие от
стихийного, понимания цели образования и должного к нему отношения. Это
осознание организовывает ум, волю и чувства человека, собирает его силы и
творческие способности в единое целое, открывает возможность оптимально полезного
использования приобретаемых знаний, делает его сознательным творцом, разумным
членом общества, подлинным гражданином своего отечества. Напротив, отсутствие
понимания смысла своего существования обесценивает личность и получаемые ею знания, так как легко разрушается почва под моральной
устойчивостью человека, его нравственностью и, соответственно, делает
проблематичной саму полезность его обществу.
Понимание жизни и ее смысла может быть
различным. Задача образования - дать человеку четкую и объективную картину
основных мировоззренческих концепций и тех аргументов, которые обосновывают
каждую из них.
Прежде
всего, это правильное понимание человеком мысли: vive ut vivas (живи, чтобы
жить). Что значит « жить»? Ответ предполагает знание в первую очередь религиозного
и атеистического смысла человеческой жизни. Совершенно очевидно, что смысл жизни может быть только в жизни, в
возможности переживания человеком ее результатов,
но не в смерти. Понимание и сознательный, аргументированный выбор одного из двух диаметрально противоположных
утверждений: религиозного («верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь») или
атеистического («верь, человек, тебя ожидает вечная смерть»), являются поэтому
первыми и безусловными характеристиками образованного человека. В противном
случае можно говорить лишь о приобретении человеком тех или иных знаний, но не
образования в подлинном смысле этого слова. Ибо знания - это только
строительный материал; мировоззрение же – архитектурный проект того дома, который человек хочет
построить.
Необходимо включить в образовательные
программы материалы, знакомящие, в должных пределах, с основными религиями и
идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми
достижениями современной науки и культуры прошлого и настоящего. Естественно,
что при этом должны соблюдаться определенные приоритеты. Так, в области
религиозной это означает большее и позитивное изучение прежде всего
Православия, как основной религии России на протяжении всей ее истории, и
других традиционных религий: ислама, буддизма, иудаизма. Но необходимо
знакомство и с тем, что представляют собой тоталитарные секты, антикультура,
псевдонаука. Принципиально важным при
этом является выявление критериев в оценке всех этих феноменов духовной жизни
общества.
Образование - это научение и помощь
учащемуся в построении им своего «дома»,
в котором основанием является воспитание. Образование без надлежащего
воспитания - дом без фундамента. Отсюда проистекает необходимость в целостности образовательного процесса в
школах. Предполагается не только выработка твердого мировоззрения и приобретение
знаний, но и развитие чувства совести,
привитие норм чистой нравственности, создание в школе благоприятной духовной
атмосферы в целом.
Поэтому мысль
федерального документа «Концепция и
модернизация образования в Российской Федерации» о том, что «важнейшая задача
воспитания - формирование у школьников
гражданской ответственности, правового самосознания и духовности» требует
серьезного комментария. Решение всех этих действительно важных задач возможно
лишь при наличии твердого мировоззрения и моральной чистоты, которые только
могут дать возможность каждому учащемуся стать тем человеком, в которых, по
словам Чехова, все должно быть прекрасным.
Все это, безусловно, способствовало бы положительному развития
государственной системы образования.
Литература
1.
Духовно- нравственная культура: Материалы
первого Фестиваля духовной культуры. М., 2005 .
2.
Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России.
М., 1998.
3.Т.Лазарева.
Красота спасет мир. Духовно – нравственное воспитание
школьников. Методическое пособие. – М, 2006.
4.
Осипов А.И. Научные и религиозные аспекты
духовности и нравственности. М., 2004.
5.
Троицкий В.Ю. Пути русской школы.- М., 1994.
6.
Рубцов В.В. Проблема Светского и духовного
в современных образовательных моделях. М., 2003.
7.
Худовеков Святослав, свящ. Становление личности
в контексте современного гуманитарного образования // Образование,
культура, христианство, их взаимодействие и миссия в ХIХ веке. Смоленск,2000.
8.
Христианские аспекты эстетического воспитания
// Дополнительное образование в
области христианской культуры, морали,
этики( опыт, проблемы, решения) : Материалы международной конференции.
Кисловодск, 1933.
|