Содокладчик – Ледяева
Марина,
студентка 3 курса
1 группы
(050301)
В современной
научно -
методической литературе
определены следующие принципы систематизации материала: алфавитный (словарно-энциклопедический),
хронологический (исторический), персонифицированный, проблемно-тематический.
Алфавитный принцип обычно
используется в справочниках и словарях, но для изучения научных биографий лингвистов он не всегда удовлетворителен.
В соответствии
с хронологическим принципом необходимо расположить имена ученых и перечень
событий во временной последовательности. Указанный принцип не является совершенным,
но позволяет сформировать у школьников представление об основных этапах и
направлениях в развитии науки о русском языке. Знакомство школьников с научными
биографиями филологов с учетом хронологии позволяет передать динамику развития
лингвистической науки, рассмотреть вопросы истории русистики.
Персонифицированный принцип
предполагает всесторонне изучать деятельность только одного исследователя
русского языка. Этот принцип преобладает в работах по истории лингвистической науки.
Недостатки персонифицированных исследований заключаются в том, что в этих
работах деятель науки «...рассматривается вне связи со своими предшественниками
и современниками, вне общего контекста развития науки, <...>
в них не было главного —
выявления особенностей
позиции рассматриваемого педагога, его вклада в науку...».
Проблемно-тематический принцип
предполагает ознакомление школьников с творческими биографиями ученых во
взаимосвязи с изучаемым программным материалом по лексике, фонетике, морфологии
и синтаксису. Факты, вырванные из общего контекста науки, нередко утрачивают
свое значение и смысл, поэтому их целесообразно изучать в совокупности с
учебным материалом по школьной программе, а не изолированно от нее.
Таким образом, для изучения школьниками
научных биографий русистов наиболее эффективным будет проблемно-тематический
принцип.
Учитель может познакомить
школьников с научными биографиями филологов на вводном этапе изучаемого раздела
школьного курса русского языка. Применение в обучении интродуктивного ввода,
который включает в себя «... данные об ученых-исследователях, авторитетность которых
известна и несомненна», правомерно и обусловлено высоким исходным уровнем
интереса учащихся к личностям виднейших языковедов.
Рассказать о деятельности виднейших
русистов можно и при повторении, изучая раздел «Общие сведения о языке».
Творческие биографии лингвистов могут быть представлены и в связи с юбилеями,
знаменательными датами в истории русской лингвистической науки.
|