Подготовила:
Карпова Юлия,
студентка
3 курса 1группы
(050301)
К
самым простым методам формирования у школьников лингвистической компетенции
можно причислить беседу, лекцию, чтение учебно-познавательных
материалов и пересказ прочитанного, а также самостоятельный анализ текста.
Беседа широко применяется учителями на уроках
русского языка, хорошо
знакома и понятна ученикам. Она строится по принципу «вопрос — ответ», при этом
используется диалогическая речь «К беседе как методу обучения необходимо иметь
материалы для наблюдения и заранее подготовленные
вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки
изучаемого лингвистического явления». Она может применяться и в средней, и в
старшей школе, но наиболее эффективна в 5- 7-х классах. В тематической беседе
участвуют не менее двух человек: один из участников — преподаватель, который
обучает и контролирует усвоение знаний, а
другой — ученик.
Если
беседа посвящена вопросам истории лингвистики, то она может познакомить
школьников с научными биографиями русистов, их трудами показать приоритет филолога в определенном научном разделе.
Лекция
— еще один эффективный метод преподнесения знаний об истории лингвистической науки. Ее целесообразно проводить
непродолжительное время, потому что «11 — 13-летние дети воспринимают материал,
не отвлекаясь, в течение 4—5 мин, а 14—15-летние в течение 5—7 мин». В
отличие от беседы, в которой преобладает диалогическая речь или полилог, в ходе
лекции учитель произносит монолог. Школьники, слушая лекцию, попутно составляют краткий конспект выступления. «За сообщением следуют вопросы учителя, с помощью
которых он выясняет, что запомнили и записали дети, как поняли изложенный
материал». Эти вопросы позволяют
выявить уровень овладения новыми знаниями.
Элементарными
методами ознакомления с материалами о научном вкладе
виднейших русистов являются чтение учебно-познавательных материалов и пересказ прочитанного, а также
самостоятельный анализ текста. Чтение и пересказ предполагают восприятие
написанного текста и его последующее воспроизведение. «Восприятие текста
и активная переработка информации — вот
основные компоненты чтения». Самостоятельный анализ школьниками текстов
историко-лингвистического содержания основан на чтении первоисточников.
Перечисленные
методы формирования лингвистической компетенции могут применяться отдельно или в совокупности.
Кроме
того, школьная практика подтверждает правомерность использования беседы на
дискуссионную тему и изложения с элементами дискуссионности
для формирования лингвистической компетенции учащихся.
Приведем
пример.
«Известно,
что Е.Д.Поливанов знал лингвистически около 35 языков. Что по-вашему больше способствовало широким
познаниям ученого в области языков: талант
или трудолюбие?» Дискуссионное обсуждение развивает у школьников
коммуникативные умения и навыки,
формирует научный взгляд на язык, развивает
способности к самосовершенствованию.
Если
задания репродуктивного характера основаны на воспроизведении уже готового
материала, то дискуссия от них существенно отличается: при обсуждении спорных вопросов,
требующих осмысления, школьники
создают аргументативные тексты.
На
процесс формирования лингвистической компетенции учащихся может повлиять и
свободный диктант, если он в исходном тексте содержит информацию о языковедах, их научных взглядах, трудах и открытиях. Свободный диктант как переходная форма между
обычным дословным диктантом и изложением синтезирует их элементы,
помогает развитию написания.
Изложению
как одному из самых эффективных методов повышения лингвистической компетенции
школьников следует уделить особое внимание.
Для формирования лингвистической компетенции
школьников правомерно
использовать изложение с дополнительным творческим заданием, изложение с элементами сочинения. В этом случае три воспроизведении
текста учащиеся дополняют его некоторыми подробностями,
пишут продолжение или заключение, в котором высказывают оценочные
суждения, вносят изменения в исходный текст, и это развивает самостоятельность школьников и углубляет творческое
начало в работе над изложением.
По
мнению М.А.Рыбниковой, изложение с дополнительным заданием является переходной формой работы от изложения к
сочинению.
Наиболее эффективно для формирования лингвистической
компетенции учащихся
применять изложение в совокупности с другими методами: после ознакомительной
беседы или лекции на этапе, предшествующем работе над сочинением, потому что
«...изложение может быть ступенькой к
сочинению, так как служит образцом для подражания».
Сочинения так же высокоэффективны для формирования лингвистической компетенции, как
и творческие изложения. Традиционно сочинения считаются средством развития
коммуникативно-речевых умений учащихся, а если темами творческих письменных
работ будут вопросы истории науки о русском языке, то сочинения могут служить
одновременно для формирования
коммуникативной и лингвистической компетенции.
К
традиционному сочинению близки этюд и очерк. «Этюд — сочинение небольшого
объема, текст которого составит часть будущего целого. Малый объем этого вида
творческой письменной работы позволяет рационально использовать время на уроке:
«...экономное по времени сочинение может открывать и закрывать урок», на
котором учитель имеет возможность получить
«...материализованное впечатление, быстрый, оперативный отклик на
что-то». Такие особенности сочинения-этюда, как малый объем, обилие познавательного материала, высокий уровень информативности
и широкое содержание, позволяют сформулировать темы историко-лингвистического содержания, например «Круг научных интересов Л.В.Щербы»,
«Мое открытие ученого лингвиста Е.Д.Поливанова», «В чем заключается научный вклад С.И.Ожегова».
Очерк – другая разновидность сочинения. «Для
школьного очерка <…> характерны документальная точность, публицистичность
и использование средств
художественной выразительности», а также достоверность фактов, событий, о которых
идет речь, упоминаются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц,
действительные места событий, реальная
обстановка, указывается время действия.
Среди
существующего видового многообразия очерков для формирования лингвистической
компетенции школьников наиболее полезными будут портретный очерк, в котором
«...описывается реально существующий человек, его дело, поступки, характер,
духовный мир», и проблемный очерк, в котором рассматриваются социально значимые
вопросы. «Главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его
отношение к разным вопросам, различные точки
зрения, различные взгляды».
Письменной
работе над сочинением предшествует чтение источников учебно-познавательной и
научно-популярной информации, беседа или лекция, вводящие содержание, которое
впоследствии будет осмыслено и отражено в
творческой письменной работе.
Вывод. Таким образом, в школьной методике русского языка
выявлен научно обоснованный целый
спектр методов формирования лингвистической компетенции.
|