Содокладчик – Субботина Ольга,
студентка 3 курса 1 группы
(050301)
В
школьной методике преподавания русского языка выявлены и научно обоснованы
три пути формирования лингвистической компетенции:
информационный, дискуссионный и
творческий.
Рассмотрим кратко каждый из
них.
1)Чтобы расширить знания учащихся по
истории лингвистической науки, применяют информационный путь. Он помогает
учителю передать новую
информацию, познакомить с ней школьников при помощи различных источников. Информационный путь имеет
широкий спектр методов:
чтение учебно-познавательных материалов о языковедах и их научных открытиях, пересказ
прочитанного, подготовка сообщений, свободный диктант, изложение, беседа и
лекция (сообщение учителя), самостоятельный
анализ текстов учащимися.
2)При обсуждении спорных вопросов,
которые были выявлены на
этапе ознакомления с новой информацией, используют дискуссионный путь. Он помогает сформировать у школьника
личную мировоззренческую
позицию, свою точку зрения на предмет обсуждения. В рамках этого пути эффективны такие методы
работы, как беседа на
дискуссионную тему и изложение на дискуссионную тему.
3)Осмыслить
вклад лингвистов в
науку, сформировать у школьников
оценочные суждения о трудах и открытиях языковедов и в целом об истории русской лингвистической науки позволяет творческий путь. Наилучшими методами
работы являются изложение с элементами
сочинения, выражающее отношение пишущего
с его оценкой, сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное
(заочное) интервью.
Каждый из названных путей включает
различные этапы работы с новой информацией:
1)этап ознакомления, на котором сообщаются сведения по
истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов,
2)этап усвоения, позволяющий запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,
3)этап интерпретации полученных сведений, который основан на творческой переработке и
самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики, он предполагает построение высказываний на основе личных
суждений школьников о результатах
труда ученых-лингвистов.
Вывод:
Информационный путь представляет сведения, извлеченные из учебников (если в них
содержатся соответствующие материалы),научно-популярной и художественной
литературы (в том числе из книг серий «Люди науки» и «Жизнь замечательных
людей»), энциклопедий, справочников, мемуарных заметок и автобиографической
литературы.
Дискуссионный
путь допускает применение материалов из научно-популярной литературы (отрывок с
полемическим содержанием), научных изданий (фрагментов, трактующих
дискуссионные вопросы).
Творческий путь
предусматривает использование информации, извлеченной из научно-популярной
литературы, очерков об ученых, воспоминаний об отечественных лингвистах,
историко-архивных материалов.
Тексты о научном
вкладе лингвистов должны соответствовать ряду параметров. Среди них выявлены
основополагающие критерии:
1) частотность
упоминания имени языковеда в учебниках, пособиях, справочниках, энциклопедиях и
других изданиях;
2) значимость
трудов русиста для лингвистической науки;
3) доступность
материалов, рассказывающих о жизни и научном вкладе филологов, и соответствие
объема учебно-познавательной информации и содержания текстов возрасту
школьников;
4 ) познавательная ценность информации о
языковедах, воможность органичного включения учебно-познавательного материала в
школьный курс
русского языка в связи с изучаемой темой;
5) наличие в
биографических текстах наиболее ярких эпизодов, рассказывающих о служении
ученого науке и многообразного материала для активизации познавательного
иллюстративного интереса учащихся.
Источниками информации о виднейших русистах
могут быть школьные учебники,
словари, энциклопедии, периодические издания,
научно-популярная литература,
воспоминания. Тот или иной источник информации используют в
соответствии с избранным
путем формирования
лингвистической компетенции
(информационным, дискуссионным и творческим).
Информационный путь
представляет сведения, извлеченные из учебников (если в них
содержатся соответствующие материалы), научно-популярной и
художественной литературы (в том числе из книг серий «Люди науки» и
«Жизнь замечательных людей»), энциклопедий, справочников,
мемуарных заметок и автобиографической литературы.
Дискуссионный путь допускает применение
материалов из научно-популярной литературы (отрывков с полемическим содержанием),
научных изданий (фрагментов, трактующих дискуссионные вопросы).
Творческий путь
предусматривает использование информации, извлеченной из
научно-популярной литературы, очерков об ученых, воспоминаний об отечественных
лингвистах, историко-архивных материалов.
Тексты
о научном вкладе лингвистов должны соответствовать ряду
параметров. Среди них выявлены основополагающие критерии:
1)частотность упоминания имени
языковеда в учебниках, пособиях, справочниках, энциклопедиях и
других изданиях;
2)значимость трудов русиста
для лингвистической науки;
3)доступность материалов,
рассказывающих о жизни и научном вкладе филологов, и соответствие объема учебно-познавательной информации и содержания текстов возрасту
школьников;
4)познавательная ценность
информации о языковедах,
возможность органичного включения учебно-познавательного
материала в школьный курс русского языка в связи с изучаемой
темой;
5)наличие
в биографических текстах наиболее ярких эпизодов,
рассказывающих о служении ученого науке, и
многообразного иллюстративного
материала для активизации познавательного интереса учащихся.
|