Содокладчик –Хафизова Алия,
студентка 3 курса 1 группы
(050301)
Процесс формирования
лингвистической компетенции включает в себя
лингвистическое и нравственное содержание, поэтому он имеет не только лингвистические, но и психолого-педагогические основания. Среди многообразных условий
рассмотрим некоторые аспекты, первостепенные по своей значимости.
1) Особенности процесса усвоения
школьниками знаний о филологах
и их научных открытиях, а также зависимость усвоения
этих знаний от возрастных особенностей учащихся-подростков.
Познание школьником
незаурядной личности лингвиста помогает ученику лучше узнать других людей, облегчает
процесс самопознания, который наиболее
интенсивно протекает в подростковом возрасте (от 11 —12 до 14—15 лет),
когда ребенок стремится быть и считаться
взрослым. В этот период школьник равняется на взрослого как на образец, а ориентиром для подростка может стать любой взрослый, в первую очередь личности
интересные, яркие, выдающиеся, какими
и были многие знаменитые языковеды.
2)Потребность школьников в идеале. Идеал — это «образец
личности человека, достойного подражания, в идеале отражен образ мира,
соответствующий интересам индивида». (Дусавицкий А.К. Структура личности как предмет
психологического исследования //Вестник Харьковского университета. 1992. № 36.
С. 4.) Идеал является выражением духовных потребностей человека и
представляет собой образ такой конкретной личности, которая может служить перспективой самовоспитания. Он может
выступать «...в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ,
воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит
образцом». (Рубинштейн
С.Л. Основы общей
психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.)
Школьники-подростки нуждаются в идеале —
ориентире для личностного роста и стимуле к
самовоспитанию.
Не стоит забывать,
что процесс формирования идеала в сознании ученика связан с развитием его мировоззренческих
представлений и воспитанием самосознания и не должен сводиться к простому
подражанию, дублированию внешнего поведения, которое нередко наблюдается у школьников, увлеченных конкретной исторической личностью или кем-то из современников, а
также образами персонажей книг и
героев кинофильмов, созданных авторским
воображением писателей и режиссеров.
3) Проблема развития
личности и формирования языкового идеала
под влиянием образца.
«Идеал является для
личности притягательным образцом, к которому она стремится. Сравнивая себя с
ним, человек глубже осознает себя, ему виднее свои недостатки». (Рувинский Л.И. Самовоспитание
личности. М., 1980. С. 16.) Следовательно, языковой идеал
побуждает школьника к развитию его как языковой личности.
Процесс формирования
идеала в сознании школьника имеет два плана: нравственный (нравственная высота
человека, его увлеченность своей профессией, идея служения науке; польза, которую приносят людям научные открытия) и языковой
(обогащение лексикона школьников, восприятие языкового образца,
ориентира, который способствует соблюдению
речевых норм, формированию у учащихся
научного взгляда на родной язык).
Пример великих ученых
— первооткрывателей в науке, идеи которых были усвоены
учащимися как эталон в языке, способен повлиять на формирование
лингвистического мировоззрения школьников.
Вывод: Таким образом, мы глубоко убеждены, что пример великих
ученых-первооткрывателей в науке, идеи которых были усвоены учащимися как
эталон в языке, способен повлиять на формирование лингвистического
мировоззрения школьников.
|