Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Суббота, 30.11.2024, 09:58


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Русистика ХХ века

Лев Владимирович Щерба

Биография Льва Владимировича Щербы типична для филолога, мыслителя, учителя. Всю свою жизнь он посвятил изучению языка и обучению языку. Щерба изучал грамматику и орфоэпию, фонетику и культуру речи. Лев Владимирович много думал над тем, как повысить грамотность школьников. Щерба создал методику изучения иностранных языков. Кроме того, он был автором учебника по русскому языку — пособия, по которому учились школьники в 30-40-е годы XX века, соавтором и составителем свода правил орфографии и пунктуации. Щерба успел сделать для науки удивительно много, потому что вся его жизнь была наполнена неустанным трудом.

В краткой автобиографии, составленной в двадцатые годы, Лев Владимирович писал: «Родился 20 февраля (5 марта) 1880 года в Петрограде, сын инженера-технолога, воспитывался во 2-й гимназии в Киеве, которую и окончил в 1898 году с золотой медалью, после чего поступил на естественный факультет Киевского университета».

Мать будущего языковеда, Екатерина Валериановна, до замужества училась на педагогических курсах, имела незаурядные лингвистические способности и хорошо владела литературным стилем. На своего единственного сына она повлияла как никто другой. Унаследованные логическое мышление и прочные научные знания от отца и художественная интуиция от матери остались у Льва Владимировича на всю жизнь.

В 1898 году, поступив на естественный факультет Киевского университета, Лев Щерба понял, что сделал не вполне удачный выбор. И в 1899 году девятнадцатилетним юношей он перевелся в Петербургский университет на историко-филологический факультет, чтобы в будущем стать исследователем русского языка и педагогом.

         Годы обучения не прошли даром; выпускник Щерба был награжден за блестящую работу по языкознанию золотой медалью, и ему предложили остаться в университете, чтобы продолжать лингвистические исследования. Научным руководителем Щербы стал прославленный языковед Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Благодаря смелым гипотезам и неожиданным открытиям Бодуэна де Куртенэ  стал возможен   колоссальный        научный  прогресс         в русской лингвистической науке на рубеже XIX и XX столетий. Щерба воспринял многие идеи наставника, стал его единомышленником и последователем. Так, термины «фонема» и «морфема», предложенные И.А. Бодуэном де Куртенэ, были всесторонне исследованы и описаны его учеником. Щерба охарактеризовал фонему как звуковой тип, который может служить для различения слов.

Лингвистам хорошо известно происхождение понятия «фонема». Это слово одним из первых употребил в XIX веке Л.Авэ. Затем знаменитый швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, зная, что корень «фоне» значит «звук», подхватил это новое слово и стал обозначать им прообраз звука (т.е. звук, который можно восстановить в далеком прошлом, сравнив произношение современных слов в родственных языках). Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ в одной из лекций сформулировал понятие о таком звуке. А через несколько десятилетий Лев Владимирович Щерба открыл значение и назначение фонемы как основной единицы языка.

В конце XIX века И.А. Бодуэн де Куртенэ предложил еще один термин — «морфема» — для обозначения наименьшей части слова, которая способна различать значение. Если фонема — самая важная «звуковая единица», то морфема — мельчайший носитель смысла. Морфемы составляются из фонем, из морфем складываются слова, а из слов — словосочетания и предложения. Эти сложные научные вопросы Щерба старался изложить своим студентам доступно и занимательно. Все говорят, что он был педагогом по призванию.

В 1903 году Щерба окончил университет и, продолжая заниматься наукой, одновременно стал преподавать русский язык в Первом кадетском корпусе и в Учительском (педагогическом. — Прим. В.Я) институте.

Вскоре, в 1906 году, молодой ученый успешно сдал все магистерские экзамены и уехал на практику в Германию, Францию и Чехию. В 1907—1908 гг. Щерба работал в парижской Лаборатории экспериментальной фонетики и получил там поистине бесценные новые знания, которые помогли ему в научных изысканиях.

         Возвратившись в Россию, Щерба создал первую в нашей стране фонетическую лабораторию — кабинет экспериментальной фонетики и стал его хранителем. Эти годы были весьма плодотворными для приват-доцента Петербургского университета Л.В.Щербы. Он много пишет, подготавливает и представляет магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и ко­личественном отношении» (1912), а затем блестяще защищает докторскую диссертацию на тему «Восточнолужицкое наречие» (1915). По утрам Щерба направлялся в университет, чтобы заняться любимой работой, а вечерами спешил домой на встречу с женой и маленьким сыном. Наверное, это было самое счастливое время в жизни Льва Владимировича.

В 1916 году Щербу избрали профессором Петроградского университета, и он находился в этой должности четверть века до эвакуации из блокадного Ленинграда 20 октября 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны преклонный возраст ученого не позволил ему участвовать в защите родного города. Местом жизни и научной работы стал для Щербы небольшой городок Нолинск в Кировской области. И здесь ученый продолжал разрабатывать «Теорию русского письма», хотя его здоровье пошатнулось. Бытовые неудобства затрудняли научные исследования: не хватало самого необходимого, даже писчей бумаги; не было лаборатории и библиотеки. Но Лев Владимирович по-прежнему продолжал составлять программу исследований по языкознанию, встречался с учителями средних школ, даже организовал в Вологде конференцию по севернорусским говорам. В сентябре 1943 г. он возвратился в Москву, был избран действительным членом Академии наук СССР и возглавил в Московском университете кафедру общей истории лингвистической науки в очерках для школьников языкознания. Смерть ученого 26 декабря 1944 года стала тяжелой утратой для отечественной лингвистической науки.

Вклад Льва Владимировича в лингвистику и методическую науку вполне можно назвать выдающимся: Щерба стал первым ученым, который научно разработал методику преподавания иностранных языков, он был редактором школьных учебников по русскому языку, автором трудов «О частях речи в русском языке» (1928), «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931), «Фонетика французского языка» (1937)  и  других,   работа

*ь

«Сквозь даль десятилетий мне видится Лев Владимирович Щерба: высокий и потому кажущийся худощавым, с огромным лбом, редеющими, с проседью волосами на темени, выступающей вперед бородкой; он вечно ищет и всегда неудовлетворен найденным; он видит дальше и больше других...», — вспоминает об ученом Р.И.Аванесов. Таким остался в памяти современников известный филолог, мыслитель и учитель Лев Владимирович Щерба.

Вопросы и задания

1. Чему посвятил жизнь Л.В.Щерба? Чем он знаменит?
2. Как Л.В.Щерба учился в гимназии и как ее окончил?
3. Что вам запомнилось из краткой биографии ученого? Назовите самые яркие эпизоды научного пути Л.В.Щербы.
4. Какие качества Л.В.Щерба унаследовал от родителей?
5. Почему Л.В.Щерба, как и А.М. Пешковский, перевелся с естественного на историко-филологический факультет университета?
б. Расскажите о том, какие научные открытия совершил Л.В.Щерба и как они связаны с идеями его наставника, языковеда И.А. Бодуэна де Куртенэ?
7. Расскажите о научной командировке Л.В.Щербы в западноевропейские страны. Какими новыми идеями он там обогатился?
8. Какую лабораторию основал Л.В.Щерба?
9. Над чем ученый работал в 1910-е годы?
10. Расскажите о деятельности Л.В.Щербы во время Великой Отечественной войны.

Литература

1. Аванесов Р.И. О встречах с Л. В. Щербой 1 Теория языка, методы его исследование преподавание. Л.,1981. С. 12- 14.
2. Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 285 —301.
3. Иванова В.Ф. Академик Л.В. Щерба как теоретик и практик русского правописания //Русский язык в школе. 1985.№3 С. 90 — 94.
4. Кодухов В. И. Л. В. Щерба 1/ Русский язык в школе. 1980. №2 С.99 — 106.
5. Колесов В. В. Лен Владимирович Щерба: Книга для учащихся. М., 1987.
б. Матусевич М. И. Лен Владимирович Щерба // Русская речь. 1968. №5 С.45—45.  
7. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1957. С. 314- 319.
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознания)
/ Сост. М. В. Панов. М., 1984. С. 17.
9. Энциклопедия для детей. Т.10: . Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М. д. Аксёнова. М., 1998. С. 160.

Категория: Русистика ХХ века | Добавил: banderos (06.04.2012)
Просмотров: 8409
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024