Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Среда, 27.11.2024, 01:29


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » У истоков русской лингвистической науки

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории российской культуры. Его имя написано золотыми буквами на скрижалях науки. Жизненный подвиг этого незаурядного человека и сейчас вызывает изумление.
         В далеком Х
VIII столетии крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знанию, прибыл в Москву с берегов Белого моря, а затем в чрезвычайно короткий срок достиг вершин мировой культуры, произвел переворот в русской поэзии. Ломоносов поставил и решил величайшие научные проблемы, заложил основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых-современников.
         Родина Ломоносова — двинская земля, далекий север Русского государства. Там, в деревне Мишанинской (по другим источникам — в деревне Денисовке) Куростровской волости двинского уезда Архангельской губернии 8 (19 — по новому стилю) ноября 1711 года родился великий ученый. Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был государственным крестьянином, который занимался морским промыслом. Мать Михаила Васильевича, Елена Ивановна, была дочерью дьякона. Известно, что первые годы своей жизни Михаил находился на попечении матери. Мальчик рос смышленым и здоровым.
         Когда Михаил подрос, отец несколько раз брал его на рыбную ловлю в Белое и Северное моря. С детства Ломоносов привык разделять трудности и опасности морского промысла. Плавания с отцом развили в юном Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость, уверенность в себе и наблюдательность. Он любил суровый север — ледяной ветер в лицо и непокорное море.
         Михаил Ломоносов, вернувшись с первого промысла, застал мать в жестокой горячке, от которой она умерла через девять дней. Вскоре Василий Дорофеевич женился вновь, но его новая жена не смогла заменить Михаилу родной матери.
         С десятилетнего возраста в зимнее время Ломоносов учился читать и писать у сельского священника Семена Никитича Сабельникова. Наставник, не зная латинского языка, занимался с учеником только чтением церковных книг и исчислением (математическими вычислениями). Вскоре способный ученик превзошел учителя. Односельчане стали обращаться к молодому грамотею, когда надо было написать какую-либо бумагу. Сохранился договор на постройку церкви, написанный рукой четырнадцатилетнего Ломоносова. В этих рукописях нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости и законченности.
         Освоив грамоту, Михаил стал усердно разыскивать книги. Первыми книгами, прочитанными будущим ученым, стали «Славянская грамматика», Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.
         Чем больше познавал Ломоносов, тем безотрадней казалась ему окружающая жизнь. Дома его страсть к книгам вызывала озлобление мачехи, которая постоянно попрекала упрямого и своевольного юношу, и Михаил принял решение уйти из дома. Но он не просто собирался бежать без оглядки от упреков и унижений. Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и получить знания, к которым стремился. Он уже приобрел на родине немалые познания, но втайне мечтал учиться в школе.
         В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправился в Москву.

Он добрался до Москвы в начале января 1731 года и уже 15 января подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию, которая находилась в то время в Заиконоспасском монастыре. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносову пришлось скрыть своё происхождение и назваться сыном холмогорского дворянина. Ректор поверил ему на слово, и Михаил был зачислен в самый младший класс, потому что не знал латыни.

       В деревне долгое время считали Ломоносова пропавшим без вести, но только когда обоз возвратился из Москвы, Василий Дорофеевич узнал, что его сын поступил в академию.

Ломоносов учился усердно и добивался удивительных успехов. В свободное от учёбы время он сидел в библиотеке и не мог начитаться. Трудно себе представить, как бывало порою неловко среди первоклассников великовозрастному ученику, девятнадцатилетнему Ломоносову!

Выдающиеся способности Михаила вскоре проявились в полной мере. Не прошло и полугода, как его перевели из низшего класса во второй и в том же году - из второго в третий класс. Через год он так хорошо знал латынь, что мог сочинять на ней небольшие стихи. Овладев латынью и ознакомившись с латинской поэзией, Ломоносов принялся самостоятельно изучать греческий язык.

Пять лет Михаил обучался в Москве. В конце 1735 года среди учеников, «в науках достойных», он был отправлен в Петербург, в Академию наук. Там Ломоносов занимался физикой и математикой, а в свободное время увлекался поэзией. С поразительной лёгкостью он овладевал труднейшими науками.

В 1736 году из Петербургской Академии Ломоносова как лучшего студента направили в германский город Марбург. Такой чести удостаивались немногие в Германии. Михаил Васильевич скоро выучился говорить и писать по-немецки. В этом ему помогли хорошие начальные знания, полученные в Петербурге.

Три года, проведённые в Марбурге, были для Ломоносова очень плодотворными. Там он настойчиво овладевал науками. Затем русских студентов послали в Саксонию, во Фрейберг, изучать химию у известного исследователя в области минералогии Фридриха Генкеля. С большим усердием Ломоносов и его товарищи занимались у него металлургией и химией.

         Находясь за рубежом, Михаил Васильевич живо интересовался вестями из России. Во Фрейберге он узнал о победе русской армии при взятии турецкой крепости Хотин. Этому событию Ломоносов посвятил оду, которую он отправил в Петербург в конце 1739 года. Тогда же в трактире «Письмо о правилах российского стихотворства» Михаил Васильевич представил изложение своих теоретических взглядов на природу российского стиха. В этом трактате Ломоносов писал, что русский язык по своим поэтическим возможностям богаче, ярче и выразительнее многих других, русская поэзия не скована законами самого языка, как французская, для которой характерно постоянное ударение на одном и том же слоге. Он доказывал, что возможности русского силлаботонического стихосложения чрезвычайно широки. В «Письме» Ломоносов дал образцы дактиля, анапеста и четырёхстопного ямба, который вскоре стал классическим размером русской лирики.

В Германии происходят изменения в личной жизни Ломоносова: там он женится, а вскоре рождается его дочь.

В Марбурге в крайней бедности Ломоносов с семьёй прожил до весны 1741 года. После того как закончились последние деньги, чтобы избежать долговой тюрьмы, в июне того же года Михаил Васильевич решил вернуться в Россию, по которой давно тосковал. После долгих странствий Ломоносов, а вслед за ним и его жена с малолетней дочерью прибыли в Петербург.

На родине его ждала неувядаемая слава. Талант Ломоносова в полной мере раскрылся в России, Можно только удивляться, как много было сделано этим замечательным человеком за столь короткий срок. Ломоносов совершил открытия в области химии и физики, астрономии, сочинял оды, работал над «Риторикой» и «Российской грамматикой». Как поразительно широк был круг вопросов, которыми занимался учёный!

Трудно представит себе развитие русского литературного языка, русской грамматики без основополагающих трудов, созданных Ломоносовым. Великий учёный впервые стал исследовать русский язык во всём его многообразии. Он доказывал, что нет необходимости пользоваться непонятными иностранными словами, когда для этого уже существуют ни в чём им не уступающие русские.

Ломоносов высоко оценивал богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка. Вспоминаются бессмертные Ломоносовские слова из Посвящения к «Российской грамматике»: «Повелитель многих языков, язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе...» Ломоносов писал, что русский язык сочетает великолепие испанского, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков. Ломоносов первым обогатил внимание на единство русского национального языка и указал на его устойчивость, которая возникла на основе сближения церковно-славянского и простонародного языков.

Учёный создал ряд практических пособий по русскому языку. В 1748 году вышла в свет знаменитая Ломоносовская «Риторика». Её появление стало большим культурным событием, потому что она явилась первым в России печатным руководством по теории литературы и ораторскому искусству. Это пособие стало настольной книгой для нескольких поколений русских людей, оно воспитывало в них чувство долга, справедливости и любви к Отечеству.

Еще большую роль в истории русской науки и культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика». Впервые она была опубликована в 1757 году, но не потеряла своего значения до нашего времени. Ранее, до выхода в свет этого труда, не было подлинной грамматики русского языка, поэтому школьники твердили церковно-славянскую или латинскую грамматики. Но ни они, ни их учителя прежде не имели никакого представления о грамматических свойствах родного языка, на котором они сами говорили, пока Ломоносов не создал первую русскую грамматику. Формулируя в ней принципы правописания, автор утверждал, что орфография должна служить «к удобному чтению каждому знающему российской грамматике», не отходить далеко «от главных российских диалектов»: московского, северного и украинского; не отклоняться сильно «от чистого выговору» и не закрывать «следы произвождения и сложения речений».
         В 1745 году за выдающиеся научные открытия Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Он стал первым русским ученым, избранным на должность профессора (академика) химии. И именно Ломоносов в 1746 году впервые в Академии стал читать лекции на русском языке.
         Ломоносов был бескорыстным и честным человеком, не способным ни на малейшую фальшь, интригу, неискренность... Сколько сил отдал ученый для прогресса науки и просвещения! По его инициативе 12 (25 — по новому стилю) января 1755 года был учрежден Московский университет, который сегодня по праву носит имя своего великого основателя.
         Весной 1765 года Михаил Васильевич Ломоносов тяжело заболел и скончался 4 (15) апреля того же года в Петербурге.

Ломоносовские начинания подготовили тот расцвет русской культуры, который всего через семьдесят лет проявил себя в творчестве А.С.Пушкина. Вклад замечательного ученого отразился на развитии русской науки и культуры. Научный подвиг и бескорыстное служение народу делают М.В.Ломоносова близким для нашего времени.

Вопросы и задания

1. Расскажите, как прошли детские годы М.В.Ломоносова?
2. Вспомните, как М.В.Ломоносов обучался грамоте. Кто был его первым учителем?
3. Какие книги прочитал учёный в юности?
4. Почему М.В.Ломоносов покинул отцовский дом?
5. Где М.В.Ломоносов обучался в Москве?
6. Какие выдающиеся способности проявились у студента Михаила Ломоносова?
7. Где М.В.Ломоносов продолжил обучение после того, как окончил Славяно-греко-латинскую академию?
8. Сему М.В.Ломоносов обучался за рубежом?
9. Расскажите о ранних поэтических сочинениях учёного и о его исследовании русского стихосложения?
10. Какие труды по русскому языку создал М.В.Ломоносов?
11. Найдите в тексте знаменитое Ломоносовское высказывание о русском языке. В чём заключается величие русского языка?
12.Какова роль М.В.Ломоносова в истории лингвистической науки и просвещения?

Литература

1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов: Кн. для учащихся. М., 1985.
2. Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В
3 т. Минск, 1976. Т. 1. С. 145— 155.
З. Вомперский В.П. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова//Русский язык в школе. 1980. №6. С. 92 — 96.
4. История создания «Российской грамматики». М. —Л., 1961. 173 с.
5. Кузьмина Г.В. М.В. Ломоносов – филолог// Русский язык в школе. 1981. №5.С. 85—89.
6. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников/ Сост. Г.Е.Павлова. М. — Л., 1962.
7.Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём/ Сост. Г.Е. Павлова и др. М., 1989.
8. Морозов А.А. Ломоносов. М., 1965.
9. Шергин Б.В. Слово о Ломоносове. Сказ/ Шергин Б.В. Запечатлённая слава. М., 1967. С. 327 — 352.
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/  Сост. М.В.Панов. М., 1984. С. 189.

Категория: У истоков русской лингвистической науки | Добавил: banderos (06.04.2012)
Просмотров: 5727
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024