МНОГООБРАЗИЕ
СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура
урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами
урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Структура
урока изучения нового материала:
- первичное введение
материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой
мыслительной активности учащихся;
- указание на то,
что учащиеся должны запомнить;
- мотивация
запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение или
актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное
закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,
частичных выводов;
- контроль
результатов первичного запоминания;
- регулярное
систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными требованиями к
воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее
повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для
приобретения новых;
- частое включение
опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка
результатов запоминания и применения.
Структура
урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся
цели предстоящей работы;
- воспроизведение
учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
- выполнение
учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка
выполнения работ;
- обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом
(если это необходимо).
Структура
урока формирования умений и навыков:
- постановка цели
урока;
- повторение
сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение
проверочных упражнений;
- ознакомление с
новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их
освоение;
- упражнения на их
закрепление;
- тренировочные
упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на
перенос в сходную ситуацию;
- упражнения
творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Структура
урока повторения:
- организация начала
урока;
- постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего
задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений,
основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и
мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно
подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов
повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
Структура урока
проверки знаний:
- организация начала
урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не
должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться,
так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- постановка задачи
урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или
контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и
пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами
проверили работы;
- изложение
содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант,
сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени
трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого
ученика.
- подведение итогов
урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные
ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это
уходит следующий урок);
- определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения
и совершенствования знаний и умений.
Структура
урока применения знаний, умений и навыков:
- организация начала
урока (психологический настрой учащихся);
- сообщение темы
урока и его задач;
- изучение новых
знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование,
закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по
аналогии;
- упражнения в
применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое
применение знаний и умений;
- упражнение по
отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с
оценкой проделанной учащимися работы.
Структура
повторительно-обобщающего урока:
- организационный
момент;
- вступительное
слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы
или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение
учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных
заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих
обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка
выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование
выводов по изученному материалу;
- оценка результатов
урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не
всегда).
Структура
комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических
целей):
- организация начала
урока;
- проверка домашнего
задания, постановка цели урока;
- подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний
и практических и умственных умений;
- изучение нового
материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление
материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с
новым;
- обобщение и
систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными;
- подведение итогов
и результатов урока;
- задание на дом;
- подготовка
(предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не
всегда).
Структура
уроков учителей-новаторов:
Система
преподавания Л.В. Маховой:
- рассказ обзорного
типа по всей теме;
- урок вопросов
учеников учителю и дополнительных разъяснений
- урок -
практическая работа;
- урок обобщающего
типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение
главных элементов учебного материала;
- заключительный
опрос по теоретическому материалу;
- решение задач по
теме с применением микрокалькуляторов.
Система
уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
- уроки
теоретического разбора материала учителем;
- уроки
самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной
программе, планам, алгоритмам;
- уроки-семинары;
- уроки-практикумы;
- уроки контроля и
оценки.
Система
уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
- урок-лекция по
всей теме;
- уроки-решения
ключевых задач;
- урок-консультация;
- урок-зачет.
ЭТАПЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы
уроков по теме или разделу.
2. Определение
образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы,
методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального
содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом
отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного
материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры
урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов
обучения на нем.
6. Нахождение связей
данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении
нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех
действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении
новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических
средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем,
вспомогательной литературы и др.).
9. Проверка оборудования и
технических средств обучения.
10. Планирование записей и
зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске
и в тетрадях.
11. Предусмотрение объема и
форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие
их самостоятельности.
12. Определение форм и
приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома,
приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка
учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами
с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания,
объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
15. Продумывание форм
подведения итогов урока.
16. Планирование
внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода
урока в соответствии с требованиями.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Общие
вопросы плана: 1- дата; 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока;
5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал,
актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и
обратной связи; 9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых
будет на уроке.
Частные
вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала
урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 -
дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 -
методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного
характера и творческое).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА
Отличительные
особенности функции внутришкольного контроля:
1. Изучение деятельности
учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных
целей и хорошо продуманных программ наблюдения.
2. Подчинение контроля
задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи,
всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.
3. Установление отношений сотрудничества
между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его
творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального
своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога
работать лучше, работать на уровне современных требований.
4. Планирование
"объектов”, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива,
выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных
классов, предложений аттестационных комиссий.
5. Согласование содержания
и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его
соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в
педагогической практике.
6. Развитие гласности в
системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления
педагогического коллектива о конкретных направлениях, так и в отношении
оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в
школе.
7. Безусловное сохранение
за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и
педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических
позиций.
Информация,
обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности
учащихся:
- работа учителя по
подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование,
подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.)
- определение
учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их
актуализация
- мобилизирующее
начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий
работы;
- научная
содержательность урока, основательность усвоения учениками трудных
вопросов;
- реализация на
уроке дидактических принципов обучения;
- соответствие
избранны учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого
материала, уровню подготовленности учащихся данного класса
(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и
следовательский и другие методы);
- органическое
сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;
- активизация
мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс
учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;
- формирование у
школьников познавательных интересов;
- знание учителем
каждого ученика и использование этих знаний для формирования
познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;
- практическая
направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческого содержание
урока;
- межпредметные связи
в процессе обучения;
- формы организации
процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
- использование ТСО
и наглядных пособий;
- правильность
отбора тренировочных упражнений и практических задачей необходимых для
выработки умений и навыков;
- установление
обратных связей в ходе урока;
- формирование у
школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда,
стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать,
обобщать, сравнивать, делать выводы;
- мировоззренческие
выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;
- соблюдение на
уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;
- элементы научной
организации труда учащихся и учителя на уроке;
- методика
организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация,
своевременность);
- повторение ранее
изученного, закрепление нового материала;
- рациональное
использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;
- дифференциация
процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;
- практическое
решение на уроке общешкольной методической темы;
- оценка знаний,
умений и навыков учащихся;
- плотность урока,
экономия времени;
- эмоциональная
насыщенность урока;
- соблюдение на
уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Система
посещения уроков
Посещение
всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с
системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока,
оптимальности сочетания методов и приемов обучения.
Посещение
уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения
соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
Посещение
уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема
получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема
домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их
труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.
Посещение
уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической
работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы,
качества выполнения домашнего задания.
Посещение
уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем
учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной
работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и
навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).
Классификация
целей посещения уроков:
по
времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные).
Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед
школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов,
обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях:
по
широте охвата и глубине изучаемых аспектов:
масштабные
целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью
(развитие познавательного, формирование общих учебных умений и навыков и др.);
локальные
целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью
(результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке
творческой работы учащихся);
по
содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных
программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках
математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы
учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).
|