Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Понедельник, 23.10.2017, 16:18


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Здоровьесбережение

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки

Интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений является работоспособность, именно оно отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка, его эффективность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический результат.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов:

-физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, здоровья и т.п.),

-психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.),

внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление.Схематически кривую работоспособности можно представить следующим одрозом:

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем. Период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток — повышаются их возбудимость, функциональная подвижность активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невелика.

Устойчивый период (оптимум) – это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом

компенсаторной перестройки. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли, функциональным напряжением ребенок мажет продолжить работу и даже сохранить ее качество, но очень недолго. Следующий период - утомление.

Утомление особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5-10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки. Они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.

Следует отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв).

От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? От очень многих и разнообразных причин.

Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, и особенно часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.

Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок удерживать внимание, быстро врабатываться, определенное время работать без отвлечений - другими словами, работать эффективно.

Если условия и организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление.

В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода - начало обучения (6-7 лет) и период полового созревания (11 —14 лет).

Эти периоды отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления.

Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.

Рационально организованный урок — это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, — соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгонки, дефицита времени. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени — ведущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. В тех случаях, когда они сочетаются с высокой мотивацией, невротизирующее действие таких нагрузок усиливается. Таким образом, неправильно организованный урок нарушает состояние здоровья и вызывает комплекс школьных проблем.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация учебной недели. В недельной динамике работоспособности можно отметить те же периоды: понедельник — врабатывание, вторник, среда — оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы (т.е. растет ее физиологическая сцена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. О том как вести мониторинг суммарной нагрузки в течении недели мы поговорим на секциях.

 

                                                    Литература

1.     Безруких М.М., Фарбер Д.А., Мачинская Р.И.  Практика перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка (информ. материал для заседания Круглого стола) // Школьная библиотека – М.: Школьн. биб-ка, 2006.- №6, С. 10-23.

2.     Безруких М.М. Экзамен без стресса (психофизиологич. Аспект) // Ректор вуза. – М.: Просвещение, 2006.- №8.-С. 96-98.

3.     Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы. //Народное образование, 2006.-№7.- С. 110-115.

4.     Безруких М.М. Образование в целях  гармоничного развития учащихся./ [Безруких М.М.,Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Безобразова В.Н., ДОГАДКИНГА с.б., Кмить Г.В., Лапицкая Е.М., Макеева А.Г., Рублева Л.В.] //Вопросы современной педиатрии, 2006.- Том 5.- №5, приложение 1.С. 31-36.

5.     Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры  интеллекта у учащихся начальной

школы с разной успешностью обучения. // Физиология человека, 2006.- Том32.-№1.-С. 15-26.

6.     Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации  учебной деятельности детей разного возраста. // Народное образование, сдано в печать.

7.     Безруких М.М., Хрянин А.В., Зельдович Я.И. Особенности профиля латерализации моторных и сенсоррных функций у детей 6-7 и 9-10 лет.// Альманах Новые исследования., М.,2005., С.5-218. К.Д. Ушинский. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002. – Т. 1, 2.

Категория: Здоровьесбережение | Добавил: evgeniyaivlieva (16.03.2012)
Просмотров: 1452
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017