Темы: «Методика морфологии», «Методика
синтаксиса».
1.
Выберите частнометодические принципы изучения морфологии:
а)
лексико-грамматический;
б)
лексико-морфологический;
в)
синтагматический;
г)
парадигматический;
д)
морфолого-синтаксический;
е)
морфолого-фонетический.
2. Укажите
основные задачи изучения морфологии в школе:
а)
формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические
признаки частей речи»;
б)
выработка практических умений и навыков правильного словоизменения, а
следовательно, грамотной и правильной речи;
в)
обучение морфологическому разбору;
г)
формирование умений и навыков определения морфологических признаков слов.
3. Среди
учебно-языковых морфологических умений укажите 1) опознавательные, 2)
классификационные, 3) синтетические:
а)
распознавать части речи;
б)
группировать прилагательные по разрядам;
в)
производить морфологический разбор слова;
г)
распознавать глаголы I и II спряжения;
д)
группировать союзы по разрядам.
4.
Обозначьте цифрами последовательность морфологического разбора:
а) Укажите
морфологические признаки, постоянные и непостоянные.
б)
Определите синтаксическую роль.
в) Укажите
общее значение и начальную форму.
5.
Согласны ли вы с утверждением, что морфологию необходимо изучать на
синтаксической основе:
а) да;
б) нет.
6.
Согласны ли вы с утверждением, что любую лексико-грамматическую категорию,
грамматическую форму нужно в доступной для учащихся форме рассматривать как
знак или систему знаков, являющихся способом отражения окружающего мира в
сознании человека:
а) да;
б) нет.
7. Укажите
проблемные вопросы, которые можно использовать при изучении морфологических
тем:
а) Какая
самостоятельная часть речи называется именем существительным?
б) Почему
слова бег, бегать, несмотря на то что имеют общее значение действия, относятся
к разным частям речи?
в) Как
образуется сравнительная степень имени прилагательного?
г) Что
нужно сделать, чтобы правильно определить, к какому спряжению относится тот или
иной глагол с безударным окончанием?
8.
Продолжите утверждение. При изучении морфологии основное внимание должно
уделяться:
а)
формированию понятий грамматическая форма и её значение, осознанию логических
отношений, выражаемых грамматическими формами (местонахождение, направленность
движения и др.);
б)
орфографическому аспекту.
9.
Согласны ли вы с утверждением, что при изучении морфологии необходимо
формировать у учащихся умение подбирать различные грамматические формы для
выражения одних и тех же отношений с учётом их смысловых и стилистических
оттенков и правильно использовать их в своей речи:
а) да;
б) нет.
10.
Выберите тему, изучение которой должно быть организовано только на
синтаксическом уровне:
а)
неопределённая форма глагола;
б)
переходные и непереходные глаголы;
в) вид
глагола.
11.
Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса:
а)
интонационно-синтаксический;
б)
интонационный;
в)
пунктуационно-синтаксический;
г)
морфолого-синтаксический;
12.
Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы. Методика синтаксиса изучает:
а)
процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и закономерностей, различных
типов словосочетаний и предложений;
б)
обучение правильной расстановке знаков препинания;
в)
обучение синтаксическому разбору;
г)
процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности учащихся;
д) процессы
овладения пунктуацией;
е)
обучение правильному словоизменению.
13.
Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:
а)
обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе
сознательного восприятия ими синтаксических понятий и правил;
б)
обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;
в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения
её соответствия синтаксическим нормам языка;
г)
познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,
д)
целенаправленно обогащать синтаксический строй речи учащихся;
е)
познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;
ж создать базу для успешного усвоения
школьниками правил пунктуации;
з)
обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.
14.
Обозначьте цифрами последовательность синтаксического разбора простого
предложения:
а)
Определите главные и второстепенные члены предложения, укажите, какими частями
речи они выражены.
б) Укажите
тип предложения по структуре, выделив грамматическую основу.
в)
Охарактеризуйте предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске.
г)
Охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов.
д)
Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов.
е)
Укажите, чем осложнено предложение.
15. Среди
учебно-языковых синтаксических умений укажите: 1) опознавательные, 2)
классификационные, 3) синтетические:
а)
распознавать члены предложения;
б)
группировать словосочетания по главному слову;
в)
выделять словосочетания из предложения;
г)
производить синтаксический разбор предложения;
д)
определять виды придаточных предложений;
е)
группировать предложения по количеству главных членов.
16.
Укажите среди ответов учащихся на вопрос учителя: Что нужно сделать, чтобы
существительные военный, врач стали подлежащими? – правильный:
а)
Построить с ними предложения.
б) Связать
с ними другие слова.
в)
Подобрать к ним глаголы.
г)
Подобрать к ним сказуемые.
д)
Включить их в грамматическую основу предложения.
17.
Выберите более точный вариант определения:
а)
Предложение – это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную
мысль.
б)
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается
сообщение, вопрос или побуждение (совет, просьба, приказ). Предложение
характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой,
вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связаны
грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
18.
Согласны ли вы с утверждением, что главное внимание при изучении темы
«Обращение» должно уделяться знакам препинания, которыми выделяется эта
конструкция на письме:
а) да;
б) нет.
19.
Согласны ли вы с утверждением, что усиление функционального аспекта
преподавания синтаксиса требует более широко использования текста как средства
обучения:
а) да;
б) нет.
20.
Укажите тип упражнения: 1) морфологические упражнения; 2) синтаксические
упражнения.
а)
опознание части речи, того или иного разряда части речи;
б) подбор
слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
в) отграничение
одних синтаксических структур от других;
г)
определение структуры данной синтаксической единицы;
д)
нахождение в предложении тех или иных структурных частей;
е)
постановка слова в указанной форме;
ж составление схем предложений;
з)
составление парадигмы слова;
и)
составление предложений по схемам;
к)
группировка слов по частям речи, их разрядам;
л)
составление предложений указанной структуры.
м)
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи.
КЛЮЧИ:
1 – а, в,
г, д; 2 – а, б; 3 – 1 – а, г; 2 – ,б, д; 3 – в; 4 – 1 – в, 2 – а, 3 – б; 5 – а,
6 – а; 7 – б, г; 8 – ; 9 – а; 10 – б; 11 – б, г; 12 – а, в, г; 13 – а, в, д, ж;
14 – 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – е, 6 – а; 15 – 1 – а, в, д; 2 –б, е, 3 –
г; 16 – д; 17 – б; 18 – б; 19 – а; 20 – 1 – а, б, е, з, к, м, 2 – в, г, д, ж,
и, л.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При
подготовке тестов была использована следующая литература: Литневская Е. И.,
Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М.,
2006; Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. уч. заведений / Е. А. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др. Под
ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005; Титов В. А. Методика преподавания русского
языка: Конспекты лекций. М., 2005; Методика преподавания русского языка: Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р.
Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990; Львов М. Р. Словарь-справочник
по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988;
Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., 2002; Смирнова А.
Д. Изучение морфологии в школе: Пособие для учителя. К., 1988.
|