Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Среда, 22.11.2017, 12:34


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Тесты

Методика фонетики, графики и орфоэпии. Методика лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и словообразования.

Темы: Методика фонетики, графики и орфоэпии. Методика лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и словообразования.

 

1. Выделите основные задачи изучения раздела «Фонетика»:

 

а) раскрыть учащимся значение звуковой стороны языка;

б) показать связь звуковой стороны языка с синтаксическими явлениями;

в) показать связь звуковой стороны языка с лексическими и грамматическими явлениями;

г) познакомить детей с особенностями звуковой системы русского языка;

е) совершенствовать акцентологические умения и навыки учащихся;

д) развивать звуковую культуру речи учащихся.

 

2. Укажите частнометодические принципы изучения фонетики:

 

а) опора на речевой слух учащихся;

б) фонетико-грамматический;

в) экстралингвистический;

г) рассмотрение звука в морфеме;

д) сопоставление звуков и букв;

е) структурно-семантический.

 

3. Установите правильное соответствие в виде комбинаций цифр и букв:

 

1)    методика фонетики;          2)    методика орфоэпии;

 

а) изучает методы совершенствования произносительной культуры учащихся, исправления типичных недочётов произношения звуков речи, соблюдения орфоэпических норм.

б) изучает методы и приёмы обучения детей фонетической системе русского языка, её соотношению с графикой и орфографией, слогоделением и ударением, пути формирования умений в области фонетического разбора и характеристики звуков.

 

4. Определите цифрами последовательность фонетического разбора:

 

а) определите количество звуков и букв;

б) произнесите, а затем запишите слово;

 

в) укажите, какой буквой обозначен каждый звук;

г) разделите слово на слоги, поставьте ударение;

д) назовите и запишите звуки, охарактеризуйте их.

 

5. Укажите правильный вариант записи фонетического разбора:

 

а) Слово – сло-во                                                           б) Слово – сло-во

[с] – согл., тв., глух., с;                                                  с – [с] – согл., тв., глух.

[л] – согл., тв., сонор., л;                                               л – [л] – согл., тв., сонор.

[о] – гласн., ударн., о;                                                     о – [о] – гласн., ударн.

[в] – согл, тв., звонк., в;                                                  в – [в] – согл, тв., звонк.

[о] – гласн., безударн., о.                                               о – [о] – гласн., безударн.

 

5 звуков, 5 букв.                                                             5 звуков, 5 букв.

 

6. Выберите фонетические умения:

а) различение звуков в словах;

б) обозначение звуков буквами;

в) определение смыслоразличительной роли звуков;

г) деление слова на слоги;

д) определение звукового значения букв;

е) постановка ударения в словах;

ж) определение звукового состава слова.

 

 7. Укажите тип упражнения: 1) упражнение, направленное на развитие слуховой культуры; 2) упражнение, направленное на развитие произносительной культуры:

 

а) наблюдения над устной речью и ее анализ под руководством учителя;

б) прослушивание слов или текста в качестве образца орфоэпической нормы с последующим его повторением;

в) нахождение по слуху орфоэпической ошибки в прочитанном учителем тексте;

г) проверка ударения и произношения слов при помощи орфоэпического словаря;

д) предварительный орфоэпический анализ, а затем индивидуальное и хоровое проговаривание слогов, слов, словосочетаний и предложений со специально подобранными звуками;

 

е) самостоятельное наблюдение учащихся над устной речью и ее анализ.

 

8. Выделите познавательные цели изучения раздела «Лексика»:

 

а) формирование у школьников научного мировоззрения;

б) вооружение учащихся основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;

в) формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений;

г) обогащение словарного запаса учащихся;

д) развитие у учащихся языкового эстетического идеала.

 

9. Укажите частнометодические принципы изучения лексики:

 

а) опора на речевой слух учащихся;

б) лексико-грамматический;

в) экстралингвистический;

г) системный;

д) контекстный;

е) структурно-семантический;

ж) лексико-синтаксический.

 

1. Укажите среди лексических ошибок лексико-нормативные:

 

а) неточность словоупотребления;

б) нарушение стилевого единства текста;

в) ошибки в употреблении фразеологизмов;

г) погрешности, ослабляющие выразительность текста;

д) однообразие словаря, нарушение благозвучия;

е) нарушение лексической сочетаемости слов.

 

2. Выберите правильный вариант определения:

 

а) синонимы – это слова одной части речи, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию;

б) синонимы – это слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию;

 

в) синонимы – это слова одной части речи, близкие по лексическому значению.

 

12. Согласны ли вы с утверждением, что лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений: общих для изучения каждого лексического понятия и частных, специфичных для каждого лексического явления:

 

а) да;

б) нет.

 

13. Продолжите утверждение:

 

Упражнения: нахождение в словарной статье толкового словаря её структурных элементов и нахождение в словаре слов по тем или иным пометам – формируют умение …

 

а) находить и исправлять лексические ошибки;

б) пользоваться толковым словарём.

 

14. Назовите тему, изучение которой способствует формированию у учащихся материалистического взгляда на язык, на связь языка с жизнью общества, на развитие языка в связи с развитием обществ:

 

а) слово и его лексическое значение;

б) устаревшие слова и неологизмы;

в) омонимы, синонимы, антонимы.

 

15. Укажите частнометодические принципы изучения состава слова и словообразования:

 

а) нормативно-стилистический;

б) структурно-словообразовательный;

в) исторический;

г) лексико-словообразовательный;

д) функциональный;

е) мотивационный.

 

 16. Выделите приоритетные методы изучения состава слова и словообразования:

 

а) слово учителя;

б) наблюдение над языком;

в) анализ образцов;

г) беседа.

 

17. Определите цифрами последовательность разбора слова по составу:

 

а) выделите корень, подобрав 2-3 однокоренных слова;

б) запишите слово, дайте толкование его лексического значения, определите, к какой части речи оно относится;

в) выделите суффикс, подберите слова с таким же суффиксом;

г) выделите основу и окончание, укажите грамматическое значение которое выражает окончание;

д) выделите префикс, подберите слова с таким же префиксом.

 

18. Согласны ли вы с утверждением, что словообразовательные упражнения развивают две группы умений: определять структуру слова и устанавливать структурно-семантические связи родственных слов:

 

а) да;

б) нет.

 

19. Определите цифрами последовательность словообразовательного разбора:

 

а) укажите слово, от которого образовано данное слово;

б) дайте толкование лексического значения слова;

в) укажите способ словообразования;

г) найдите в данном слове производящую основу;

д) выделите те значимые части, с помощью которых образовано данное слово.

 

20. Согласны ли вы с утверждением, что изучение состава слова и словообразования создаёт основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по составу слова и словообразованию обычно изучаются орфографический правила правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов:

 

а) да;

б) нет.

 

 

 

Ключи:

 

1 – а, в, г, д; 2 – а, г, д; 3 – 1 б, 2 а; 4 – 1 б, 2 г, 3 д, 4 в, 5 а; 5 – а; 6 – а, в, г, е, ж; 7 – а 1, б 2, в 1, г 2, д 2, е 1; 8 – а, б, д; 9 – б, г, д, ж; 10 – а, в, г, е; 11 – а; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – б, г, е; 16 – б, в; 17 – 1 б, 2 г, 3 а, 4 д, 5 в; 18 – а; 19 – 1 б, 2 а, 3 г, 4 д, 5 в; 20 – б.

ПРИМЕЧАНИЯ:

 1. При подготовке тестов была использована следующая литература: Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М., 2006; Теория и практика обучения русскому языку: Учебн. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Е. А. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005; Титов В. А. Методика преподавания русского языка: Конспекты лекций. М., 2005; Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.; Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990; Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988; Гребёнкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: Книга для учителей. М., 1984; Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1988; Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе: Пособие для учителя. К., 1986.

Л. В. ДАВИДЮК – канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова

Категория: Тесты | Добавил: evgeniyaivlieva (02.02.2012)
Просмотров: 5670
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017