Темы: Методика фонетики, графики и
орфоэпии. Методика лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и
словообразования.
1.
Выделите основные задачи изучения раздела «Фонетика»:
а)
раскрыть учащимся значение звуковой стороны языка;
б)
показать связь звуковой стороны языка с синтаксическими явлениями;
в)
показать связь звуковой стороны языка с лексическими и грамматическими
явлениями;
г)
познакомить детей с особенностями звуковой системы русского языка;
е)
совершенствовать акцентологические умения и навыки учащихся;
д)
развивать звуковую культуру речи учащихся.
2.
Укажите частнометодические принципы изучения фонетики:
а)
опора на речевой слух учащихся;
б)
фонетико-грамматический;
в)
экстралингвистический;
г)
рассмотрение звука в морфеме;
д)
сопоставление звуков и букв;
е)
структурно-семантический.
3.
Установите правильное соответствие в виде комбинаций цифр и букв:
1) методика фонетики; 2)
методика орфоэпии;
а)
изучает методы совершенствования произносительной культуры учащихся, исправления
типичных недочётов произношения звуков речи, соблюдения орфоэпических норм.
б)
изучает методы и приёмы обучения детей фонетической системе русского языка, её
соотношению с графикой и орфографией, слогоделением и ударением, пути
формирования умений в области фонетического разбора и характеристики звуков.
4.
Определите цифрами последовательность фонетического разбора:
а)
определите количество звуков и букв;
б)
произнесите, а затем запишите слово;
в)
укажите, какой буквой обозначен каждый звук;
г)
разделите слово на слоги, поставьте ударение;
д)
назовите и запишите звуки, охарактеризуйте их.
5.
Укажите правильный вариант записи фонетического разбора:
а)
Слово – сло-во
б) Слово – сло-во
[с] –
согл., тв., глух., с;
с – [с] – согл., тв., глух.
[л] –
согл., тв., сонор., л; л – [л]
– согл., тв., сонор.
[о] –
гласн., ударн., о;
о –
[о] – гласн., ударн.
[в] –
согл, тв., звонк., в;
в – [в] – согл, тв., звонк.
[о] –
гласн., безударн., о.
о – [о] – гласн., безударн.
5
звуков, 5 букв.
5 звуков, 5 букв.
6.
Выберите фонетические умения:
а)
различение звуков в словах;
б)
обозначение звуков буквами;
в)
определение смыслоразличительной роли звуков;
г)
деление слова на слоги;
д)
определение звукового значения букв;
е)
постановка ударения в словах;
ж)
определение звукового состава слова.
7. Укажите тип упражнения: 1) упражнение,
направленное на развитие слуховой культуры; 2) упражнение, направленное на
развитие произносительной культуры:
а)
наблюдения над устной речью и ее анализ под руководством учителя;
б)
прослушивание слов или текста в качестве образца орфоэпической нормы с
последующим его повторением;
в)
нахождение по слуху орфоэпической ошибки в прочитанном учителем тексте;
г)
проверка ударения и произношения слов при помощи орфоэпического словаря;
д)
предварительный орфоэпический анализ, а затем индивидуальное и хоровое
проговаривание слогов, слов, словосочетаний и предложений со специально
подобранными звуками;
е)
самостоятельное наблюдение учащихся над устной речью и ее анализ.
8.
Выделите познавательные цели изучения раздела «Лексика»:
а)
формирование у школьников научного мировоззрения;
б)
вооружение учащихся основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;
в)
формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений;
г)
обогащение словарного запаса учащихся;
д)
развитие у учащихся языкового эстетического идеала.
9.
Укажите частнометодические принципы изучения лексики:
а) опора
на речевой слух учащихся;
б)
лексико-грамматический;
в)
экстралингвистический;
г)
системный;
д)
контекстный;
е)
структурно-семантический;
ж)
лексико-синтаксический.
1.
Укажите среди лексических ошибок лексико-нормативные:
а)
неточность словоупотребления;
б)
нарушение стилевого единства текста;
в)
ошибки в употреблении фразеологизмов;
г)
погрешности, ослабляющие выразительность текста;
д)
однообразие словаря, нарушение благозвучия;
е)
нарушение лексической сочетаемости слов.
2.
Выберите правильный вариант определения:
а)
синонимы – это слова одной части речи, близкие по лексическому значению, но
различные по звучанию;
б)
синонимы – это слова, близкие по лексическому значению, но различные по
звучанию;
в)
синонимы – это слова одной части речи, близкие по лексическому значению.
12.
Согласны ли вы с утверждением, что лексикологические и фразеологические умения
формируются с помощью специальных упражнений: общих для изучения каждого
лексического понятия и частных, специфичных для каждого лексического явления:
а) да;
б) нет.
13.
Продолжите утверждение:
Упражнения:
нахождение в словарной статье толкового словаря её структурных элементов и
нахождение в словаре слов по тем или иным пометам – формируют умение …
а)
находить и исправлять лексические ошибки;
б)
пользоваться толковым словарём.
14.
Назовите тему, изучение которой способствует формированию у учащихся
материалистического взгляда на язык, на связь языка с жизнью общества, на
развитие языка в связи с развитием обществ:
а)
слово и его лексическое значение;
б)
устаревшие слова и неологизмы;
в)
омонимы, синонимы, антонимы.
15.
Укажите частнометодические принципы изучения состава слова и словообразования:
а)
нормативно-стилистический;
б)
структурно-словообразовательный;
в)
исторический;
г)
лексико-словообразовательный;
д)
функциональный;
е)
мотивационный.
16. Выделите приоритетные методы изучения
состава слова и словообразования:
а)
слово учителя;
б)
наблюдение над языком;
в)
анализ образцов;
г) беседа.
17.
Определите цифрами последовательность разбора слова по составу:
а)
выделите корень, подобрав 2-3 однокоренных слова;
б)
запишите слово, дайте толкование его лексического значения, определите, к какой
части речи оно относится;
в)
выделите суффикс, подберите слова с таким же суффиксом;
г)
выделите основу и окончание, укажите грамматическое значение которое выражает
окончание;
д)
выделите префикс, подберите слова с таким же префиксом.
18.
Согласны ли вы с утверждением, что словообразовательные упражнения развивают
две группы умений: определять структуру слова и устанавливать
структурно-семантические связи родственных слов:
а) да;
б) нет.
19.
Определите цифрами последовательность словообразовательного разбора:
а)
укажите слово, от которого образовано данное слово;
б)
дайте толкование лексического значения слова;
в)
укажите способ словообразования;
г)
найдите в данном слове производящую основу;
д)
выделите те значимые части, с помощью которых образовано данное слово.
20.
Согласны ли вы с утверждением, что изучение состава слова и словообразования
создаёт основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по
составу слова и словообразованию обычно изучаются орфографический правила
правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов:
а) да;
б) нет.
Ключи:
1 – а,
в, г, д; 2 – а, г, д; 3 – 1 б, 2 а; 4 – 1 б, 2 г, 3 д, 4 в, 5 а; 5 – а; 6 –
а, в, г, е, ж; 7 – а 1, б 2, в 1,
г 2, д 2, е 1; 8 – а, б, д; 9 – б, г, д, ж; 10 – а, в,
г, е; 11 – а; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – б, г, е; 16 – б, в; 17 – 1 б, 2 г, 3 а, 4 д, 5 в; 18 – а; 19
– 1 б, 2 а, 3 г,
4 д, 5 в; 20 – б.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. При
подготовке тестов была использована следующая литература: Литневская Е. И.,
Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М.,
2006; Теория и практика обучения русскому языку: Учебн. пособие для студ. высш.
пед. уч. заведений / Е. А. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред.
Р. Б. Сабаткоева. М., 2005; Титов В. А. Методика преподавания русского языка:
Конспекты лекций. М., 2005; Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и
др.; Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990; Львов М. Р. Словарь-справочник по
методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988;
Гребёнкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: Книга для
учителей. М., 1984; Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках
русского языка: Пособие для учителя. М., 1988; Вознюк Л. В. Изучение состава
слова и словообразования в школе: Пособие для учителя. К., 1986.
Л. В.
ДАВИДЮК – канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка
и мировой литературы Национального педагогического университета имени М. П.
Драгоманова
|