Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Среда, 22.11.2017, 12:28


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Методическая копилка

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ  ПРЕДАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Ивлиева Евгения Александровна

( ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Бугуруслана»)

Неумолимо движется время. Наступил 21 век. К сожалению, настоящее время свидетельствует не о благополучии общества, а чаще о его пороках.  Культурно- историческому наследию страны нанесен колоссальный урон. 

 В мире происходят очень сложные и                                                                                                                                                                                                        неоднозначные процессы, затрагива­ющие самые сущностные сферы нашего бытия - экономику, политику, куль­туру, образование и в первую очередь - вопросы формирования мировоззрен­ческих, жизненных установок у молодежи, и мы, педагоги,  обязаны, хотим мы того или не хотим, ответить на вопросы, которые задает нам время. Ведь речь идет о будущем нашего Отечества.

Сегодня народ России переживает тяжелый духовно­-нравственный кризис, который отрицательно сказывается на развитии образования, в частности общеобразовательной шко­лы. Общество и школа неотделимы одно от другого, поэтому можно сказать, что общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно намерено жить.

Нынешнее школьное образование, через которое прохо­дит каждый человек, есть образование информационное, ко­торое известно под названием «схоластика», ибо в системе светского образования отсутствуют такие мировоззренческие понятия, как вера в Бога, воля, христианское благочестие, свя­тость, душа, грех, пристрастие, бессмертие, патриотизм, цело­мудрие, милосердие, совесть как духовность человека.

Ситуация, которая сложилась сегодня в отечественном об­разовании, признается общественностью критической, так как материализм на протяжении минувшего века, являясь господст­вующим учением, исказил все сферы жизни российского общества. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. 

Социальная напряженность в обществе очень высока, самосознание его расколото  и тяжело больно, души расслаб­лены и в то же время ожесточены. Средства массовой инфор­мации вместо духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи ведут пропаганду насилия, жестокос­ти, сексуальной распущенности, цинизма и стяжательства, являясь средствами растления детей, подростков, разрушают традиционные культурно-нравственные ценности общества.

Сильную тревогу ученых, педагогов, родителей вызывает нравственное состояние подрастающего поколения. Распрост­раненность нервно-психических заболеваний среди детей и подростков достигла небывалого уровня. Особенностью дет­ских неврозов являются поведенческие нарушения: некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в школе, начинают   курить,     пробуют     алкоголь. За   последнее     десятилетие пока­затели наркозависимости среди молодежи, по мнению врачей, возросли в 10 раз. В плену у наркомании находится примерно 2% населения России, причем более полумиллиона - дети и подростки. Проблема наркозависимости имеет и телесные, и душевные, и духовные корни, причем духовная сторона яв­ляется главной и решающей.

Сегодня в России возрождается духовность в сфере образо­вания и воспитания подрастающего поколения, так  как над на­шим образованием и обществом нависла реальная угроза де­градации, поэтому есть необходимость обратиться к наследию основоположника русской народной школы К. Д. Ушинскому.

К. Д. Ушинский как теоретик и педагог, создал теорию Русского образования, обогатил педагогику как науку, а как педагог-практик создал уникальные учебники и разнообраз­ные типы учебных заведений, сам много практиковал как учи­тель и преподаватель. В середине ХVIII века он сформулиро­вал на уровне идеологии и создал на уровне практики основы национальной системы образования. Он оставил нам настоя­щее, щедрое наследство, но не всем известно, какую огромную роль в его педагогическом учении играла православная вера. «Педагогическая антропология» Ушинского - едва ли не са­мое выдающееся творение XIX века в педагогике. Именно Ушинский разработал систему взглядов на подготовку народ­ного учителя. Ему Россия обязана и созданием отечественной педагогики. Педагогика Ушинского стала продолжением раз­вития европейской научной педагогики ХVIIVIII веков, пе­дагогики, cтроящейся на антропологическом принципе.

К.Д. Ушинский до сих пор остается единственным тео­ретиком в педагогике, кто разработал плодотворное учение на основе принципа народности, проанализировав историю и современное состояние мирового и российского образова­ния, обосновав принципы и содержание нового воспитателя.

В основе модели образования К. Д. Ушинского находит­ся триада: народность, православие, наука. К. Д.  Ушинский выдвинул целый ряд педагогических требований к религиозному воспитанию, которые и сегодня   остаются верными: совместное участие учителя и священни­ка в религиозном воспитании, соответствие религиозного воспитания возрасту ребенка, разумная включенность рели­гиозного содержания в другие школьные предметы и т. д.

Самая главная идея Ушинского - построение образова­ния и воспитания всех сословий русского общества на основе народности, науки и православной веры, несущей в себе гро­мадный потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической, педагогической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрас­тающего поколения от крестьянского сына в самой глухой деревушке до наследника престола; воспитания, призванного связать воедино весь русский народ.

 Образование - есть историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал каж­дого человека и конкретного народа. Человек образовывает­ся в соответствии с духовными историко-культурными тра­дициями данного народа, его идеалами и нравственными ценностями. Духовность же есть понятие исключительно те­ологическое и характеризует религиозное состояние разума, души, сердца человека, его отношение к Богу и к людям.

«Ныне педагогика осуществляет себя в ситуации углуб­ляющегося глобального системного кризиса - это загрязне­ние среды, кризис болезней, преступности, наркомании, кор­нем которого является кризис духовно-нравственных начал.

В нашей стране этот кризис усугублен отказом от аксиом бы­тия - распадом высших мотиваций жизни. Но, как известно, кризис государства начинается с кризиса семьи и личности, с развала смысла жизни, пробуждающего духовную энергию и мужество, ставящего моральные границы, через которые не может переступить человек, не уничтожив себя как существо совестливое, духовно-нравственное. Потеря главного смысла жизни, отличающего человека от животного, есть потеря, равнозначная его духовно-нравственной деградации, одна делает человека открытым для принятия много видного со­временного зла - вплоть до соблазна тотальной продажности, измены своему будущему, детям, семье». - В. В. Медушевский, профессор Московской консерватории.

  Понятие «школа» является производным от слова «ска­лa» - (с французского - «эскалье» - лестница). Это поня­тие имеет религиозно-духовное значение. Оно предполагает процесс нравственного совершенствования, восхождения по духовной лестнице, преображение внутреннее и внешнее, просвещение света истины человеческого разума, души и сердца на протяжении всей жизни человека.

 Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических успехов, с другой- успехи превращаются в бедствия.  И самое страшное сегодня- это разложение душевно- духовных свойств самого человека: его отношение к труду, его мышления, веры и совести.

Сегодня материальное благополучие объявляется глав­ной целью человеческого бытия, поскольку большинство лю­дей считает, что надо жить просто ради самого процесса зем­ной жизни, не заботясь о ее возвышенном духовном смысле. Но отсутствие ясного осмысления своей жизни всегда создава­ло в душе человека ничем не заполняемую пустоту, тоскливое восприятие этой жизни как бессмысленной. Русский педагог К. Д. Ушинский, основавший свою педагогическую отечест­венную систему на основах православной веры, высказал од­нажды глубокую мысль: «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понимания смысла жизни - и это будет несчастный человек». Евгений Онегин, пушкинский герой, от­крыл нам в литературе понятие «лишний человек», которое отразило внутреннее ощущение человеком своей непричаст­ности к этой жизни, ибо он не понимает ее целей и смысла.

    Проблема поиска смысла жизни сегодня стала особенно острой, самой злободневной проблемой современного обще­ства. Ведь те истины, которые прежде казались незыблемы­ми, ныне справедливо отвергаются как фальшивые, а другие, на которые человек может опереться, еще не обретены  вновь. Сегодня перед современным человеком снова возникают вечные вопросы о смысле человеческой жизни, но получить ответ на этот вопрос есть труд тяжкий и подчас мучительный, ибо подводит к пониманию того, что образ жизни современ­ного общества мало совпадает с подлинным ее смыслом.

 Проблема смысла жизни, земного бытия человека есть проблема исключительно религиозная, и решение ее может быть найдено лишь на высшем духовном уровне. Всякий человек, имеющий атеистическое самосознание, но мужественно взглянувший действительности в лицо и отважившийся дове­сти свои убеждения до логического исхода, не может  не прийти к трагическому выводу, что жизнь его бессмысленна.

Ярко и образно выразил эту мысль А. П. Чехов: «Кто ис­кренне думает, что высшие и отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове ... , тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол cундyкa». Коренная же причина такой ситуации все та же - отсутствие понимания высшей цели человеческой жизни, одухотворяющей человеческую деятельность. Цель может быть лишь у создания, одухотворенного неким Высшим Началом, осмысленного Выс­шим Разумом, Который есть «путь, истина, и жизнь» А что есть это Начало, этот Разум - проблема нашей веры. И только Православие дает ответ на поставленный вопрос, и православные люди признают для себя такой ответ единственно истинным.

Сокровища Православия - неотъемлемое достояние рус­ской культуры. Проблемы образования теснейшим образом связаны с проблемами культуры и истории народа. Порожден­ная человеческим творчеством культура оказывает самое пря­мое и непосредственное влияние на жизнь человека, на все ви­ды его деятельности. Латинское слово «культура» означает обработку земли, растений, возделывание почвы. Поэтому не случайно юную душу сравнивают с растением. Ведь если не ухаживать за растением, не воспитывать самосознание ребен­ка, его волю, разум, совесть, сердце - что, по мнению святых отцов, есть духовность человека, оно зарастет сорняками, грехами лжи, лени, распущенности и может погибнуть.

Именно культура общества и каждого человека есть совокупность норм труда и быта, права и морали, обычаев и традиций, обрядов и правил  поведения. А  нормы отличаются тем, что их выполнение, с точки зрения общества, обязательно.

Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для активной творческой деятельности, так как именно культуре присуща функция познания и преобразования мира. Получая умственные знания, духовно-нравственные навыки, раз­виваясь интеллектуально и эстетически, человек вносит прекрасное в жизнь и совершенствует себя самого.

    Изначально Русское государство развивалось в лоне пра­вославной веры. История России - это прежде всего история Святой Руси, ибо судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от духовного состояния своего народа, его святых, подвижников благочестия. Православие с самодержавием и народностью длительное время официально включалось в систему ценностей русской куль­туры, являлось духовной основой русской нации, гарантией политической силы и величия Святой Руси.

Ф. М. Достоевский выражением «красотою мир спасется» говорил о внутренней, сердечной красоте человека, под­разумевая православную идею спасения мира через восстановление в человеке образа Божия, согласно Священному Писанию. Христианское миропонимание определило основ­ной пафос творчества

Ф. М. Достоевского и его конечную цель - создание художественно-эстетического и нравствен­ного идеала Красоты. Нравственный идеал Красоты у Достоевского неразрывно связан с Божественным образом Иисуса Христа: «Нравственный образец и идеал есть у меня, дан ХРИСТОС», - говорил он.( «Записная книжка», 1880-1881 гг.)

 Следовательно, образование и приобретаемые учащимися  знания и умения принесут большую или меньшую пользу,  в зависимости от того, какую нравственность они усвоят. Пе­ред нашим отечественным образованием стоят сложные, но разрешимые задачи: сохранить чистоту душ и сердец  детей и молодежи. Только образованию ума и развитию памяти должно предшествовать воспитание сердца, совести, воли, так как наполнение ума знаниями без должного нравственного развития личности, как это наблюдается в современной общеобразовательной школе, ведет к порче нравов всего народа, к его духовной и физической гибели.

   Педагогика есть совместный путь педагога и ученика к духовно- нравственному совершенствованию,  это наука, изучающая  объективные законы душевно- духовного развития человека.

    Поэтому задача  современного образования- это забота  о том, чтобы наши дети были богаты прежде всего благочестием, целомудрием, чувством ответственности, долга, патриотизма.

 Понятие «образование» указывает уже на то, что человек по своей природе является, прежде всего, личностью, духовно и нравственно из­меняемой, и потому, в отличие от прочих живых существ, может приобрести различный образ: и человека, и зверя. Образование говорит о создании образа, об определенной упорядоченности, организованности того, что прежде не имело над­лежащей формы, было без-образным, «заготовкой».

Данная идея является основной в осмыслении образования на всех его направлениях и уровнях.

 Потому созидание образа, предполагающее, прежде всего, возведение лично­сти на достойный духовно-нравственный уровень, делающий ее полноценным  членом человеческого общества, - первая и основная задача образования. И лишь второй является приобретение человеком знаний и навыков, необходимых для его личной и общественной жизни. Ибо знания получают свою реальную оценку и смысл лишь в контексте созидаемого образа.

   Однако обе эти задачи могут быть разрешены только при условии понимания человеком смысла и конечной - высшей – цели  своей жизни, поскольку  это  дает возможность сознательного, в отличие от стихийного, понимания цели образования и должного к нему отношения. Это осознание организовывает ум, волю и  чувства человека, собирает его силы и творческие способности в единое целое, открывает возможность оптимально полезного использования приобретаемых знаний, делает его сознательным творцом, разумным членом общества, подлинным гражданином своего отечества. Напротив, отсутствие понимания смысла своего существования обесценивает   личность    и    получаемые ею знания,    так     как легко разрушается почва под моральной устойчивостью человека, его нравственностью и, соответственно, делает проблематичной саму полезность его обществу.

      Понимание жизни и ее смысла может быть различным. Задача образования - дать человеку четкую и объективную картину основных мировоззренческих концепций и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них.

    Прежде всего, это правильное понимание человеком мысли: vive ut vivas (живи, чтобы жить). Что значит « жить»? Ответ предполагает знание в первую очередь религиозного и атеистического смысла человеческой жизни. Совершенно очевидно, что  смысл жизни может быть только в жизни, в возможности переживания человеком ее  результатов, но не в смерти. Понимание и сознательный, аргументированный выбор  одного из двух диаметрально противоположных утверждений: религиозного («верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь») или атеистического («верь, человек, тебя ожидает вечная смерть»), являются поэтому первыми и безусловными характеристиками образованного человека. В противном случае можно говорить лишь о приобретении человеком тех или иных знаний, но не образования в подлинном смысле этого слова. Ибо знания - это только строительный материал; мировоззрение же – архитектурный  проект того дома, который человек хочет построить.

 Необходимо включить в образовательные программы материалы, знакомящие, в должных пределах, с основными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной науки и культуры прошлого и настоящего. Естественно, что при этом должны соблюдаться определенные приоритеты. Так, в области религиозной это означает большее и позитивное изучение прежде всего Православия, как основной религии России на протяжении всей ее истории, и других традиционных религий: ислама, буддизма, иудаизма. Но необходимо знакомство и с тем, что представляют собой тоталитарные секты, антикультура, псевдонаука. Принципиаль­но  важным при этом является выявление критериев в оценке всех этих феноме­нов духовной жизни общества.

   Образование - это научение и помощь учащемуся в  построении им своего «дома», в котором основанием является воспитание. Обра­зование без надлежащего воспитания - дом без фундамента. Отсюда проистека­ет необходимость в  целостности образовательного процесса в школах. Предполагается не только выработка твердого мировоззрения и приобретение  знаний, но и развитие чувства совести, привитие норм чистой нравственности, создание в школе благоприятной духовной атмосферы в целом.

Поэтому мысль федерального документа  «Концепция и модернизация образо­вания в Российской Федерации» о том, что «важнейшая задача воспитания - фор­мирование  у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности» требует серьезного комментария. Решение всех этих действительно важных задач возможно лишь при наличии твердого мировоззрения и моральной чистоты, которые только могут дать возможность каждому учащемуся стать тем че­ловеком, в которых, по словам Чехова, все должно быть прекрасным.

   Все это, безусловно,  способствовало бы положительному развития государственной системы образования. 

                                             Литература

1. Духовно- нравственная культура: Материалы  первого Фестиваля духовной культуры. М., 2005  .

2. Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России.

М.,     1998.    

3.Т.Лазарева. Красота спасет мир. Духовно – нравственное воспитание  

  школьников. Методическое пособие. – М, 2006.

4. Осипов А.И. Научные и религиозные аспекты  духовности и нравственности. М., 2004.

5. Троицкий В.Ю. Пути русской школы.- М., 1994.

6. Рубцов В.В. Проблема Светского и духовного  в современных образовательных моделях. М., 2003.

7. Худовеков Святослав, свящ. Становление личности  в контексте современного гуманитарного образования // Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия в ХIХ веке. Смоленск,2000.

8. Христианские аспекты эстетического воспитания  // Дополнительное образование  в области  христианской культуры, морали, этики( опыт, проблемы, решения) : Материалы международной конференции. Кисловодск, 1933.

Категория: Методическая копилка | Добавил: evgeniyaivlieva (07.02.2012)
Просмотров: 673
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017