Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Среда, 22.11.2017, 12:29


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Пленарная часть конференции

Пути формирования лингвистической компетенции и изучения творческих биографий ученых - русистов

СодокладчикСубботина Ольга,

студентка 3 курса  1 группы

(050301)

      В школьной методике преподавания русского языка выявлены и научно обоснованы три пути формирования лингвистической компетенции: информационный, дискуссионный и творческий.

      Рассмотрим кратко каждый из них.

    1)Чтобы расширить знания учащихся по истории лингвистичес­кой науки, применяют информационный путь. Он помогает учителю передать новую информацию, познакомить с ней школьников при помощи различных источников. Информационный путь имеет широ­кий спектр методов: чтение учебно-познавательных материалов о языковедах и их научных открытиях, пересказ прочитанного, подго­товка сообщений, свободный диктант, изложение, беседа и лекция (сообщение учителя), самостоятельный анализ текстов учащимися.

    2)При обсуждении спорных вопросов, которые были выявле­ны на этапе ознакомления с новой информацией, используют дис­куссионный путь. Он помогает сформировать у школьника лич­ную мировоззренческую позицию, свою точку зрения на предмет обсуждения. В рамках этого пути эффективны такие методы ра­боты, как беседа на дискуссионную тему и изложение на дискуссионную тему.

     3)Осмыслить   вклад   лингвистов   в   науку,   сформировать   у школьников оценочные суждения о трудах и открытиях языкове­дов и в целом об истории русской лингвистической науки позво­ляет творческий путь. Наилучшими методами работы являются изложение с элементами сочинения, выражающее отношение пи­шущего с его оценкой, сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымы­шленное (заочное) интервью.

     Каждый из названных путей включает различные этапы рабо­ты с новой информацией:

      1)этап ознакомления, на котором сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов,

     2)этап усвоения,  позволяющий запомнить, осмыслить,  осо­знать новую научно-популярную информацию,

      3)этап интерпретации полученных сведений, который осно­ван на творческой переработке и самостоятельной оценке учени­ками спорных вопросов истории русистики, он предполагает пост­роение высказываний на основе личных суждений школьников о результатах труда ученых-лингвистов.

       Вывод: Информационный путь представляет сведения, извлеченные из учебников (если в них содержатся соответствующие материалы),научно-популярной и художественной литературы (в том числе из книг серий «Люди науки» и «Жизнь замечательных людей»), энциклопедий, справочников, мемуарных заметок и автобиографической литературы.

      Дискуссионный путь допускает применение материалов из научно-популярной литературы (отрывок с полемическим содержанием), научных изданий (фрагментов, трактующих дискуссионные вопросы).

        Творческий путь предусматривает использование информации, извлеченной из научно-популярной литературы, очерков об ученых, воспоминаний об отечественных лингвистах, историко-архивных материалов.

       Тексты о научном вкладе лингвистов должны соответствовать ряду параметров. Среди них выявлены основополагающие критерии:

       1) частотность упоминания имени языковеда в учебниках, пособиях, справочниках, энциклопедиях и других изданиях;

        2) значимость трудов русиста для лингвистической науки;

        3) доступность материалов, рассказывающих о жизни и научном вкладе филологов, и соответствие объема учебно-познавательной информации и содержания текстов возрасту школьников;

        4         ) познавательная ценность информации о языковедах, воможность органичного включения учебно-познавательного материала в школьный курс   

русского языка в связи с изучаемой темой;

       5) наличие в биографических текстах наиболее ярких эпизодов, рассказывающих о служении ученого науке и многообразного материала для активизации познавательного иллюстративного интереса учащихся.

    Источниками информации о виднейших русистах могут быть      школьные  учебники,  словари,  энциклопедии,   периодические издания, научно-популярная литература,  воспоминания. Тот или иной источник информации используют в соответствии с избранным  путем  формирования лингвистической  компетен­ции (информационным, дискуссионным и творческим).

Информационный путь представляет сведения, извлеченные из учебников (если в них содержатся соответствующие материалы), научно-популярной и художественной литературы (в том числе из книг серий «Люди науки» и «Жизнь замечательных людей»), эн­циклопедий, справочников, мемуарных заметок и автобиографиче­ской литературы.

     Дискуссионный путь допускает применение материалов из на­учно-популярной литературы (отрывков с полемическим содержа­нием), научных изданий (фрагментов, трактующих дискуссионные вопросы).

    Творческий путь предусматривает использование информа­ции, извлеченной из научно-популярной литературы, очерков об ученых, воспоминаний об отечественных лингвистах, историко-архивных материалов.

    Тексты о научном вкладе лингвистов должны соответствовать ря­ду параметров. Среди них выявлены основополагающие критерии:

    1)частотность упоминания имени языковеда в учебниках, по­собиях, справочниках, энциклопедиях и других изданиях;

    2)значимость трудов русиста для лингвистической науки;

    3)доступность материалов, рассказывающих о жизни и науч­ном вкладе филологов, и соответствие объема учебно-познаватель­ной информации и содержания текстов возрасту школьников;

   4)познавательная  ценность  информации  о  языковедах,  воз­можность органичного включения учебно-познавательного матери­ала в школьный курс русского языка в связи с изучаемой темой;

  5)наличие в биографических текстах наиболее ярких эпизодов,
рассказывающих о служении ученого науке, и многообразного ил­люстративного материала для активизации познавательного инте­реса учащихся.

Категория: Пленарная часть конференции | Добавил: banderos (06.04.2012)
Просмотров: 346
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017