Сайт преподавателя русского языка и литературы

 

Понедельник, 23.10.2017, 16:25


Приветствую Вас Гость | RSS

Ивлиевой Евгении Александровны

... Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – нибудь учителя!
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 210

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Пленарная часть конференции

Изучение научных биографий ученых - лингвистов как средство формирования лингвистической компетенции

СодокладчикЛедяева Марина,

студентка 3 курса  1 группы

(050301)

         Известно, что одной из важнейших задач в школьном курсе русского языка является формирование у учащихся лингвистической компетенции.

Что же представляет собой это понятие и как выполнить требование программ по ее формированию? Из каких источников можно извлечь ма­териалы о русских лингвистах и истории отечественной филологии, каки­ми для этого воспользоваться книгами?

Многочисленные вопросы учителей-словесников свидетельствуют об одном: проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня еще не уделяется должного внимания в школьной практике. Во-первых, не все учителя русского языка в полной мере осознают, что учащихся нужно знакомить с научными биографиями и открытиями виднейших ру­систов, к тому же преподаватели не всегда находят формы работы с ма­териалами по истории лингвистической науки. Во-вторых, школьные учи­теля оказываются в труднейшем положении: у них нет необходимых ме­тодических рекомендаций и дидактических материалов, потому что «...не во всех учебниках (пока еще не переработанных) представлен достаточ­ный объем сведений об ученых-русистах»1 (О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Рос­сийской Федерации в 1999/2000 году //Русский язык в школе. 1999. № 4. С. 3.), а редкая информация об ис­тории лингвистической науки и о научном вкладе филологов эпизодична и фрагментарна, подана сухо и формально, представлена в виде справок или информационных заметок и не вызывает у школьников активного по­знавательного интереса.

   А между тем, в программах по русскому языку для средней школы указа­но: «...специальными целями преподавания русского языка в
школе являются: формирование языковой, коммуникативной и
лингвистической компетенции учащихся». (Программно-методические материалы: Русский язык: 5—9-е кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М., 1998. С.5) В школьные про­граммы введены такие вопросы, как «Наука о русском языке и ее разделы», «Развитие науки о русском языке в
XVIIIXX вв.», «Виднейшие ученые-русисты». Эти сведения обогащают школьников знаниями  по истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию уча­щихся и воспитывают их в нравственном плане. «...Сформиро­вать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе; на этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность», — записано в программных документах. ( О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Рос­сийской Федерации в 1999/2000 году //Русский язык в школе. 1999. № 4. С. 4.) Подобное требование отражено и в концепции образования по-русскому (родному) языку в школе (основное и среднее (полное) общее образование):  в ряду целей  обучения  русскому языку  первое  место занимает  «формирование  лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах». ( Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основ­ное и среднее (полное) общее образование) //Русский язык в школе. 1993. № 2. С. 7.)

   Вывод. Итак, анализ психолого- педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу показал, что проблема формирования лингвистической компетенции на материале  научных биографий виднейших ученых- русистов является одной из основных в науке.

    Недостаточное внимание к изучению научных биографий русистов как средству формирования лингвистической компетенции школьников определило проблему данной работы.

Лингвистическая компетенция как языковедческая категория.

        В общем виде компетенция — это объем знаний в какой-ни­будь конкретной области. В генеративной лингвистике «компе­тенция» — это знание языка (competence). (Языкознание. Большой Энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М., 1998. С. 98.)

Близкое по значению, но не равнозначное понятие компетентный в словарях и справочниках часто толкуется как осведомленный.

Понятие компетенции в языкознании не ново. Эта проблема была затронута в трудах Н. Хомского, Д. Хаймза, В.Г. Колшанского, В.Г. Костомарова, Л.П.Крысина,О.Д.Митрофановой, Н.М. Шанского, М.Т. Баранова, А.Д. Дейкиной и других лингви­стов и методистов. Сам термин компетенция в лингвистику был введен  американским ученым  Ноамом  Хомским (Noam Chomsky) в 1965 году для расширения круга лингвистических знаний. Но понятие языковой способности использовалось в лингвистике задолго до Н.Хомского и  встречалось в трудах Ф. де Соссюра, изданных еще в начале XX века.
Н.Хомскому   принадлежит  лишь  теоретическое  обоснование лингвистической компетенции, которую в книге «Аспекты теории синтаксиса» он определял как идеальное грамматическое знание. На основе этого знания каждый носитель языка способен созда­вать (порождать) на данном  языке и формулировать самостоя­тельные суждения о принадлежности  различных высказываний его языку. Именно такое идеальное грамматическое знание, или компетенция, сводится Н.Хомским к знанию «...своего языка гово­рящим — слушающим» (Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса /Пер. с англ, и предисл. В. А. Звегинцева. М., 1972. С. 9), то есть к знанию грамматики.

    «Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о са­мой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о вы­дающихся ученых, сделавших открытия  в изучении  родного языка», — сформулировано в Программе по русскому языку для средней школы. (Программно-методические материалы: Русский язык: 5—9-е кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М., 1998. С. 5.) Лингвистическая компетенция — это об­ласть лингвистических знаний.

    Нам представляется важной мысль о том, что лингвистичес­кая компетенция включает элементы науки о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Этот аспект лингвистической компетенции упоминается в трудах Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, Е.А.Быстровой, А.Д.Дейкиной, Т.С.Кудрявцевой и в ряде других современных исследований.

    Развитие науки потребовало уточненного определения лингви­стической компетенции, и сейчас мы формулируем это понятие как знание учащимися научной терминологии, а также представ­ление об этапах развития отечественной русистики, о виднейших ученых, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях.

Понятие лингвистической компетенции иногда ошибочно отож­дествляется с языковой компетенцией. На самом деле эти по­нятия не равнозначны, потому что «...различные виды компе­тенции взаимно не заменимы, так как отражают различные стороны языка. Их следует разграничивать и определять как две самостоятельные компетенции». (Баранов М.Т. Ответы читателям //Русский язык в школе. 1990. № 4. С. 115.)

    Проведем границу между языковой и лингвистической компе­тенцией: языковые знания связаны с языковой практикой и про­являются в процессе использования систем языка, а лингвистиче­ские знания непосредственно относятся к науке, ее терминологии, научному описанию истории.

    В школьной методике преподавания русского языка понятия лингвистической и коммуникативной компетенции различают­ся по своему содержанию: коммуникативная компетенция оз­начает владение умениями и навыками в различных видах де­ятельности, а лингвистическая компетенция объясняется как знание в области языка и его истории. В программах по рус­скому языку для средней школы коммуникативная компетен­ция определяется как «...осведомленность школьников в осо­бенностях функционирования русского языка в устной и пись­менной формах». (Программно-методические материалы: Русский язык: 5—9-е кл./Сост. Л.М. Рыбченкова. М., 1998. С. 4.) Коммуникативная компетенция включает в себя речеведческие знания, умения и навыки анализа текста,
умения и навыки речевого общения.
Категория: Пленарная часть конференции | Добавил: banderos (06.04.2012)
Просмотров: 1355
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Бугурусланский Педагогический колледж
  • ВелоБугуруслан
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017