Структура уроков разных типов
Структура
урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами
урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Структура
урока изучения нового материала:
- первичное
введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой
мыслительной активности учащихся;
- указание на
то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация
запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение
или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное
закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,
частичных выводов;
- контроль
результатов первичного запоминания;
- регулярное
систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными требованиями к
воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее
повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для
приобретения новых;
- частое
включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная
оценка результатов запоминания и применения.
Структура
урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение
учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение
учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
- выполнение
учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка
выполнения работ;
- обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на
дом (если это необходимо).
Структура
урока формирования умений и навыков:
- постановка
цели урока;
- повторение
сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение
проверочных упражнений;
- ознакомление
с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения
на их освоение;
- упражнения
на их закрепление;
- тренировочные
упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения
на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения
творческого характера;
- итог урока;
- задание на
дом.
Структура
урока повторения:
- организация
начала урока;
- постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка
домашнего задания, направленного на повторение основных понятий,
умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности
(практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение
итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на
дом.
Структура
урока проверки знаний:
- организация
начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети
не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно
волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему
изучению материала;
- постановка
задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять
или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и
пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами
проверили работы;
- изложение
содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант,
сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени
трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого
ученика.
- подведение
итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует
допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками
(иногда на это уходит следующий урок);
- определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их
устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура
урока применения знаний, умений и навыков:
- организация
начала урока (психологический настрой учащихся);
- сообщение
темы урока и его задач;
- изучение
новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование,
закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по
аналогии;
- упражнения
в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое
применение знаний и умений;
- упражнение
по отработке навыков;
- домашнее
задание;
- итог урока
с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура
повторительно-обобщающего урока:
- организационный
момент;
- вступительное
слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы
или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение
учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных
заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих
обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка
выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование
выводов по изученному материалу;
- оценка
результатов урока;
- подведение
итогов;
- задание на
дом (не всегда).
Структура
комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических
целей):
- организация
начала урока;
- проверка
домашнего задания, постановка цели урока;
- подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний
и практических и умственных умений;
- изучение
нового материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление
материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с
новым;
- обобщение и
систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными;
- подведение
итогов и результатов урока;
- задание на
дом;
- подготовка
(предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не
всегда).
Структура
уроков учителей-новаторов:
Система
преподавания Л.В. Маховой:
- рассказ
обзорного типа по всей теме;
- урок
вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
- урок -
практическая работа;
- урок
обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и
усвоение главных элементов учебного материала;
- заключительный
опрос по теоретическому материалу;
- решение
задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система
уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
- уроки
теоретического разбора материала учителем;
- уроки
самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной
программе, планам, алгоритмам;
- уроки-семинары;
- уроки-практикумы;
- уроки
контроля и оценки.
Система
уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
- урок-лекция
по всей теме;
- уроки-решения
ключевых задач;
- урок-консультация;
- урок-зачет.
|