ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Дидактические
требования к современному уроку:
- четкое
формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их
связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей
системе уроков;
- определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной
программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности
учащихся;
- прогнозирование
уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и
навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор
наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования
и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор,
обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм
коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную
самостоятельность в учении учащихся;
- реализация
на уроке всех дидактических принципов;
- создание
условий успешного учения учащихся.
Психологические
требования к уроку:
Психологическая
цель урока:
1.
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного
предмета и конкретного урока;
2.
Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и
результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3.
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия
методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль
урока:
1.
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами
развивающего обучения:
- соотношение
нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение
объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование
усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и
т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение
учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит
проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет
контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
учащихся;
- соотношение
побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные
чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес,
волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание
об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2.
Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность
к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность
к ее осуществлению;
- рабочее
самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с
темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в
осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему
происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический
такт (случаи проявления);
- психологический
климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения,
деловой контакт и др.).
Организация
познавательной деятельности учащихся:
1.
Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и
воображения учащихся:
- планирование
путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование
установок в форме убеждения, внушения;
- планирование
условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование
различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных
знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный
опрос, упражнения по повторению);
2.
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе
формирования новых знаний и умений;
- определение
уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне
конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,
"открытий”, формулирования выводов);
- опора на
психологические закономерности формирования представлений, понятий,
уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной
деятельности и воображении учащихся;
- планирование
приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные
уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с
недостающими и излишними данными, организация поисковой и
исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых
интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение
заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство
повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
- использование
различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий
ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также
обработке результатов и оформлению работы);
3.
Закрепление результатов работы:
·
формирование навыков путем упражнений;
·
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков
на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность
учащихся:
1.
отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2.
возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при
определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы
учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1.
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
учащихся;
2.
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3.
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические
требования к уроку:
1.
температурный режим;
2.
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3.
освещение;
4.
предупреждение утомления и переутомления;
5.
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных,
графических и практических работ);
6.
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7.
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8.
соответствие классной мебели росту школьника.
IV.
Требования к технике проведения урока:
1.
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать
потребность в знаниях;
2.
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся
завершенными;
3.
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны
соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4.
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5.
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать
различные методы и приемы обучения;
6.
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7.
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
|